ПОСЛЕ ВЫБОРОВ МЭРА
Выборы мэра Екатеринбурга стали важнейшим событием осени – зимы 1999 года для политического будущего элиты Свердловской области. Выборы депутатов новой Государственной Думы и глав других муниципальных образований остаются на втором плане перед этими выборами.
Причина подобной ситуации кроется в том, что мэр областного центра является – в сложившейся политической системе региона – весьма значимым лицом в политической и экономической иерархии области. В силу принадлежности Екатеринбурга к городам-миллионникам его мэр сразу выходит на федеральный уровень и становится фигурой не только областной, но и общефедеральной. Хотя, конечно же, до губернатора Свердловской области далеко. Но и отличие от мэра Нижнего Тагила или Серова, безусловно, весьма существенное.
Кампания по выборам мэра Екатеринбурга пока развивается так, что имеются два возможных сценария: по одному Чернецкий остается на своем месте, по второму – он уходит. Рассмотрим оба варианта.
Сценарий №1
Аркадий Чернецкий остается мэром Екатеринбурга. После напряженной борьбы, после тяжелой кампании, с небольшим перевесом, но остается.
Какие же последствия это будет иметь для города Екатеринбурга и всей Свердловской области?
Главное последствие для Екатеринбурга – консервация сложившихся экономических отношений и, как их следствие, продолжение застоя городской экономики.
Расстановка сил в областной политике в любом случае поменяется. Аркадий Чернецкий все равно уже никогда не будет областным политиком «первой лиги». Из «вечно второго» он уходит в разряд второстепенных и не-самостоятельных политиков, повторяя судьбу Валерия Туршникова.
Во-первых, закончится бурный роман Аркадия Михайловича с «Отечеством». Наблюдатели уже сейчас констатируют заметное охлаждение екатеринбургского градоначальника к этому движению. Очевидно, что, после того как на выборах Государственной Думы ОВР получит значительно меньше голосов, чем хотелось бы его лидерам, ряды сторонников Лужкова значительно поредеют.
Главные же причины столь стремительного охлаждения Аркадия Чернецкого к играм в федеральную политику вполне очевидны, и их можно описать, перефразировав выражение некоего английского лорда: затраты огромны, позы нелепы, удовольствия скоротечны.
Естественно, что и Москва – за исключением маргинальных политических сил – потеряет интерес к Аркадию Чернецкому как политику.
Впрочем, под давлением областной элиты он может вновь обратиться к каким-нибудь московским группировкам в надежде найти хоть какую-нибудь опору в Москве.
Во-вторых, унизительное третье место на губернаторских выборах и мучительная борьба за место главы города сделают свое дело.
Если в 1998 – 1999 годах избирателей можно было безбоязненно гипнотизировать «растущей популярностью», то теперь говорить об этом как-то неудобно. Даже на уровне города, уж не говоря про областной уровень, Чернецкого будут постоянно попрекать полученными – отнюдь не фантастическими, как все помнят – процентами и всячески намекать, что большая часть горожан или высказалась против него, или вообще отказалась участвовать в выборах. Активно будет разыгрываться карта «отсутствия кандидата» и т.д.
В этой ситуации Чернецкий будет вынужден всецело переключиться на экономику, стремясь прикрыть прошлые просчеты своей экономической политики и вернуть потерянное доверие большинства горожан.
Учитывая, что со стороны областных властей на Аркадия Чернецкого всегда будет оказываться давление, ему явно будет не до политических развлечений. Хотя, при определенных условиях, Чернецкий может полностью забросить экономику и, пойдя по стопам своего владивостокского коллеги Черепкова, заниматься исключительно политикой.
Для города это станет большой бедой: ослабленный политически и экономически, жаждущий реванша мэр – это худший вариант для Екатеринбурга.
Таким образом, политических путей у Чернецкого будет два.
Первый путь – устраниться от политической деятельности и заняться экономическими вопросами, чтобы вернуть себе реноме «хозяйственника».
Второй путь – продолжение политических экспериментов, участие во всевозможных маргинальных коалициях в области и на федеральном уровне.
Тут-то Чернецкого и поджидает движение «Май» с распростертыми объятьями: движению «Май» Чернецкий очень нужен, чтобы расширить электоральную базу, получив голоса избирателей в городах, особенно в Екатеринбурге.
Для «Мая» это было бы чрезвычайно выгодно, для самого же Чернецкого – это политическая смерть: присоединившись к «Маю», он неизбежно повторит судьбу господ Трушникова и Татаркина, то есть потеряет самостоятельность, став марионеткой в руках «Мая».
Сценарий №2
Поражение Аркадия Чернецкого и избрание нового мэра станет настоящей революцией в жизни области.
Впервые за многие годы возникнет реальная перспектива прекращения надоевшего всем противостояния муниципальных властей Екатеринбурга областным властям.
С точки зрения экономики области, это несомненный прорыв. Область и областной центр будут развиваться вместе, а усилия, традиционно затрачиваемые нынешним екатеринбургским руководством на противостояние области, будут использоваться по назначению, то есть на благо горожан.
Тем не менее проблемы все равно могут возникнуть. Городское хозяйство – это сложный организм, значительно ослабленный в последние годы. Оказавшись не у власти, нынешняя городская верхушка попытается вернуться во власть – скорее всего, в исполнительную, – активно используя критику новых городских властей.
Здесь опять надо вспомнить про движение «Май». Потерявшие власть городские чиновники и партийные деятели НД-НГ вынуждены будут работать с «Маем», потому что больше они просто никому не нужны. Как и в первом сценарии, они будут востребованы «Маем» для создания электоральной базы движения в Екатеринбурге.
Фактор нового губернатора
На самом деле все, что будет происходить в области после выборов мэра Екатеринбурга, станет подготовкой к губернаторским выборам 2003 года.
Преемник Эдуарда Росселя – нынешний председатель областного правительства Алексей Воробьев. Именно он должен обеспечить преемственность нынешней политики областного Белого дома в первом десятилетии XXI века.
Это хорошо известно в широких кругах областной элиты. Это известно и представителям различных оппозиционных сил. Появление у Эдуарда Росселя авторитетного и приемлемого для его сторонников преемника заставляет губернских оппозиционеров забыть о своих противоречиях и объединиться вокруг идеи борьбы с нынешней областной властью.
Как уже многократно говорилось, объединение «новой оппозиции» происходит вокруг «Мая».
Мэр Екатеринбурга – это одна из ключевых фигур. Имея за спиной оппозиционный Росселю и Воробьеву областной центр, гораздо проще развивать наступление на Белый дом. В случае же, если областной центр будет находиться в зоне влияния областного руководства, положение оппозиции значительно осложняется.
Следующее крупное столкновение областной власти с оппозицией произойдет во время выборов Законодательного собрания. Без сомнений, там «Преображению Урала», а значит, и Эдуарду Росселю (который, как говорят осведомленные люди, и возглавит список) будет противостоять уже не старая оппозиция (Чернецкий), а «новая оппозиция» (Бурков, Баков, Трушников, Чернецкий). Тогда будет решаться судьба постов спикеров областной Думы и Палаты представителей.
© 2000, «Регион-Эксперт», Игорь БОВИН, Сергей ОМЕЛЬКО.
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».