Правительство Свердловской области готовится к национализации предприятий, имеющих «нерадивых собственников»
Руководство области уже подготовило список свердловских предприятий, подлежащих национализации в первую очередь. Об этом в интервью корреспонденту «Нового Региона» заявил первый вице-премьер правительства Свердловской области, министр промышленности, энергетики и науки Владимир Молчанов.
По словам областного чиновника, в настоящий момент они ожидают «только решения Госдумы» для того, чтобы инициировать процесс смены собственника на целом ряде заводов Среднего Урала.
Другой важной темой, затронутой в беседе с зампредом правительства, стала подготовка к выставке вооружений в Нижнем Тагиле, которая намечена на начало июля этого года. По информации господина Молчанова, в последний момент оргкомитет отказался от идеи ночных бомбометаний, которые должны были наглядно продемонстрировать мощь российской авиации. Вместо этого «драйвого» проекта был утвержден другой, не менее экстравагантный: организаторы выставки при испытании боевой техники решили заменить муляжи на живые мишени.
«НР»: До выставки вооружений в Нижнем Тагиле осталось менее месяца. Где будем размещать VIP-гостей?
Владимир Молчанов: Заканчивается строительство гостиничного корпуса в санатории «Руш» на 300 мест, 30 июня его примет госкомиссия. Еще 1.700 мест подготовлены в гостиницах Нижнего Тагила. Основную массу гостей примет гостиница «Металлург». Кроме того, гостиничные учреждения VIP-класса предоставит НТМК. Администрация города ведет работы по благоустройству – на улицах уже высажено более полутора миллионов цветов. Для гостей подготовлена специальная культурная программа: посещение выставок, музеев, памятных мест. Все желающие могут побывать в Невьянске, посмотреть на наклонную башню и Спасо-Преображенский собор, побывать на Ганиной Яме и в Храме на Крови. Каждому участнику «Российской выставки вооружения» будет дана подробная информация обо всех заведениях Нижнего Тагила, где можно отдохнуть – кафе, дискотеках, ресторанах, а также обо всех концертах и театральных постановках, которые будут идти в это время в городе.
«НР»: Каков состав участников?
Владимир Молчанов: Мы направили приглашения на 943 предприятия, в том числе – 691 российское, 255 – из стран дальнего зарубежья и 97 – из стран СНГ. По состоянию на 11 июня дали свое согласие на участие в выставке 232 предприятия, в том числе 212 российских, 13 – из стран СНГ и 7 фирм из стран дальнего зарубежья. Это представители Германии, Израиля, Македонии, Чехии, Швейцарии и Швеции. Участниками уже заказано почти 2 тысячи квадратных метров закрытых выставочных площадей, 4 тысячи квадратных метров открытых.
«НР»: Что за оборудование представят иностранцы?
Владимир Молчанов: Привезут – увидим. Это оборудование для военно-промышленного комплекса. Это же выставка вооружений! Радиостанция, например, тоже может иметь военное назначение.
«НР»: Будут ли на выставке новые образцы вооружений?
Владимир Молчанов: Я не хотел бы об этом говорить. 15 июня Комитет по военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами (КВТС) утвердил предварительный, а 25 июня – утвердит окончательный список вооружений, которые разрешено показывать на выставке. До этого момента перечень экспонатов не разглашается, часть из них представляет достаточную степень секретности. В представительском плане прорабатывается вопрос об участии в открытии выставки группы высшего пилотажа «Русь», которые на 6 самолетах выполняют все самые сложные фигуры. Кроме того, значительно расширена историческая экспозиция. Например, будут старые пушки образца 1870 года. Стрелять они не будут, но в принципе экспонаты действующие. Настоящие бронзовые пушки на колесах, такие в свое время делали и на Урале.
«НР»: Какие страны намерены направить на выставку своих военных специалистов?
Владимир Молчанов: 60 стран уже подали заявку на посещение выставки. Это в первую очередь те, кто покупает наше оружие – Китай, Индия, Иран, Пакистан, страны Дальнего Востока. Думаю, заявок будет больше, хотя и этот показатель достаточно внушителен. Два года назад выставку посетили представители 47 стран. Если говорить в целом, то мы планируем, что ежедневно выставку будут посещать 13-15 тысяч человек. К сожалению, больше не позволяют возможности полигона.
«НР»: Какие изменения планируются по сравнению с 2002 годом?
Владимир Молчанов: Впервые мы планируем вести стрельбы одновременно несколькими установками, стоящими в линию, как во время реального боя. Кроме того, сейчас решается вопрос об использовании натуральных мишеней. Вместо макетов на полигоне планируется установить списанные танки, БТРы и другую технику. Именно по ним и будет вестись стрельба.
«НР»: Эдуард Россель как-то обещал устроить на выставке ночные бомбометания…
Владимир Молчанов: Никаких бомбометаний не может быть! Кто его знает, сорвется что-нибудь, не стоит лишний раз рисковать. К тому же, губернатор говорил не о том, что так будет, а о том, что на нашем полигоне это возможно сделать.
«НР»: К вопросу о безопасности. Два года назад осколком одному из зрителей серьезно повредило руку…
Владимир Молчанов: …Поэтому на этот раз мы отнесли орудия от трибуны вперед на 300 метров. Два года назад осколки отскочили от земли – на полигоне скальный грунт. По нашим данным, максимум, на сколько они могут отлететь – 150 метров. Расстояние от линии огня до трибун в два раза больше, так что все предусмотрено.
«НР»: Теперь хотелось бы перейти к основному профилю вашей деятельности… Как идет техническое перевооружение уральской промышленности? Перечислите наиболее интересные проекты?
Владимир Молчанов: В 2003 году предприятия Свердловской области вложили в техперевооружение 3,5 миллиарда долларов, в этом, как ожидается, будет вложено более четырех. Среди крупных объектов, которые планируется ввести в этом году, можно выделить те, что строятся на НТМК: это доменная печь №6 и вероятно, МНЛЗ №4. Кроме того, на прошлой неделе, 11 июня здесь был введен в эксплуатацию склад слябов. Это составная часть завода по производству труб большого диаметра, он строится за счет средств ЗТБД.
«НР»: Разве «Газпром» не отказался от участия в данном проекте?
Владимир Молчанов: Мы готовим документы для губернатора, чтобы при встрече с президентом он попросил вмешаться в данный вопрос. Здесь нужно волевое, политическое решение первого руководителя государства. Стране нужны трубы отечественного производства.
«НР»: Назовите следующие этапы строительства?
Владимир Молчанов: Склад слябов стоит 10 миллионов долларов, машина непрерывного литья заготовок – 90 миллионов. Все это – составные части завода по производству труб большого диаметра. Установка делает эти слябы, дальше их тепленькими на этот склад, разогревают и гонят дальше на прокатный стан. Отсюда следующая очередь – это печи для разогрева и прокатный стан, а дальше – собственно электросварной стан по производству труб большого диаметра.
«НР»: Каковы крупнейшие объекты реконструкции в цветной металлургии?
Владимир Молчанов: Во-первых, это введение первой очереди шахты Новокальинская на СУБРе. Это единственная крупная шахта, строящаяся сейчас в России. В 2005 году планируется ввести вторую очередь, и ее валовой выпуск составит 320 тысяч тонн боксита в год. Во-вторых, СУАЛ инициировал строительство опытного участка по производству электролизного алюминия с обожженными анодами на 320 килоампер. Ни в России, ни в мире аналогичного производства нет. Сегодня мы работаем с анодами на 160 килоампер. Выход с одной электролизной ванны – примерно 1 тонна в сутки. Мы удваиваем мощность тока до 320 килоампер, а выход увеличивается до 2,5 тысяч тонн, то есть не в два, а уже в два с половиной раза. Если опытное производство будет успешным, этот подход будет тиражироваться на наших алюминиевых заводах. В третьих, это ввод в эксплуатацию медных месторождений Шеймур и Тарньер на севере области. Этот проект реализует УГМК. В 2005 году там планируется добыть 800 тысяч тонн руды.
«НР»: Что делается в машиностроении?
Владимир Молчанов: Машиностроение свои позиции никогда не сдаст, но мы хотим поднять до 30 процентов объемы выпуска машиностроительной продукции. Для этого, в частности, создан завод по производству электровозов. В октябре «Завод имени Калинина» сделает принципиально новую пылеуборочную машину для коммунального хозяйства. Она будет не мести пыль, как обычно, а всасывать ее в себя. Мы разрабатываем очень много систем автоматического управления для промышленных предприятий. Для этого есть такие предприятия, как НПО «Автоматика», завод «Три тройки», НПО «Октябрь». Далее, мы разработали программу по созданию специализированных центров по металлообработке, где будет установлено новейшее оборудование. Первый появится в Каменске-Уральском на базе Синарского ремонтного завода, второй – в Екатеринбурге на базе предприятия УралНИТИ.
«НР»: Как пройдет в Свердловской области реформа электроэнергетики?
Владимир Молчанов: По планам реформирования РАО «ЕЭС России», у нас появится две оптовые генерирующие компании – пятая и девятая, теплогенерирующая. В последнюю войдут Серовская, Богословская, Качканарская, Красногорская ГРЭС, Новосвердловская ТЭЦ, в основном – тепловые. Ее центральный офис будет располагаться в Перми, поскольку сюда же войдут также мощности в Пермской области и Удмуртской республике. Мы надеемся, что ОГК-5 будет зарегистрирована в Екатеринбурге. В нее войдут Рефтинская и Среднеуральская ГРЭС. Они одни из самых мощных в России, и мы заинтересованы, чтобы компания базировалась у нас. Понимание в данном вопросе уже достигнуто с акционерами, которые имеют долю в указанных ГРЭС, и с руководством ОАО «Свердловэнерго».
«НР»: Каковы основные проблемы в энергетике и промышленности?
Владимир Молчанов: Они сопряжены друг с другом. Мощности «Свердловэнерго» сегодня составляют 8,5 тысяч мегаватт, и мы их практически полностью забираем. Загрузка энергетики уже подходит к уровню самых сильных времен Советского Союза. Поэтому развитие промышленности Свердловской области упирается в недостаток электроэнергии. Недостаточно мощностей на севере, западе и юго-востоке области. Из-за этого мы не можем ввести ни один электролизер на Богословском алюминиевом заводе. Строительство электропечи на Нижнесергинском металлургическом заводе также требует строительства новой подстанции и переброски туда дополнительной энергии.
«НР»: Способы решения проблемы?
Владимир Молчанов: В первую очередь это ввод четвертого энергоблока Белоярской АЭС. Кроме того, есть программа строительства малых ГЭС на наших водохранилищах. Сейчас мы прорабатываем пилотный проект из четырех станций. Первую предполагается возвести в Серове на реке Каква. В свое время там прорвало плотину, сейчас ее восстанавливают и именно здесь мы планируем построить мини-ГЭС. Достаточно сложным моментом является то, что собственником всех электростанций в Свердловской области является РАО «ЕЭС России», промышленность не будет вкладывать в них деньги. Если будет приватизация – они приобретут и будут расширять. Промышленность идет другим путем – вводит собственные мощности по производству электроэнергии. Сегодня НТМК производит уже 110 мегаватт и собирается развивать этот сектор дальше. Рассматривают вопрос строительства собственных ТЭЦ Первоуральский и Синарский трубные заводы.
«НР»: В начале июня председатель Государственной думы Борис Грызлов сообщил, что к осени депутаты подготовят и примут закон о национализации. Как вы к этому относитесь?
Владимир Молчанов: Я, как гражданин и как руководитель, полностью поддерживаю инициативу Государственной думы в этом направлении, поскольку от неэффективных собственников страдает народ. Не выплачивается зарплата, не ведется техническое перевооружение. На таких предприятиях, как правило, антисанитарные условия труда и рабская эксплуатация рабочих, никакой охраны труда и техники безопасности. Во всем мире, если собственник неэффективный, его отстраняют от управления. Что значит не выплачивать заработную плату в Италии? Там такого собственника сразу помещают в тюрьму. В США определена законом стоимость одного часа работы, ниже которой платить невозможно. А у нас платят 500-700 рублей в конверте и налоги не платят. Я приведу простой пример: у нас есть такой предприниматель Гайсин, владеющий, в том числе, Дегтярским рудоуправлением. Предприятие остановлено, не работают даже обжиговые печи по производству извести. Тем временем собственник отдает оставшуюся технику своим же структурам в аренду. Нечем стало завозить известь на станцию нейтрализации, в результате под угрозой оказалось водоснабжение города Екатеринбурга. И только вмешательство правительства Свердловской области, прокуратуры города Ревды предупредило возможные негативные последствия.
«НР»: Какие предприятия Свердловской области, на ваш взгляд, претендуют на национализацию в первую очередь?
Владимир Молчанов: Это все, кто не выплачивает заработную плату, не вкладывает в развитие производства, не занимается предприятием и так далее. Но пусть сначала выйдет закон.
Екатеринбург, Иван Коновалов
© 2004, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».