ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» и ОАО «Силовые машины» прекратили процедуру слияния
ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) и ОАО «Силовые машины» объявили о прекращении процедуры слияния. Как сообщает газета «Коммерсант», крупнейший совладелец ОМЗ Каха Бендукидзе сорвал годовое собрание акционеров «Объединенных машиностроительных заводов», на котором в его совет директоров планировали войти представители холдинга «Интеррос». В холдинге действия партнера квалифицируют как «полную потерю интереса к объединению компаний» и говорят, что будут искать нового инвестора. По данным Ъ, им может стать немецкий концерн Siemens.
Это уже второе за год сорванное слияние крупных российских компаний. Как и в случае с ЮКОСом и «Сибнефтью», тут тоже не обошлось без участия государства. Совладельцы ОМЗ и «Силовых машин» до последнего момента уверяли, что их слияние проходит в соответствии с графиком и завершится осенью.
В конце апреля ОМЗ начали размещение акций в размере 100 процентов от своего уставного капитала (эта эмиссия должна быть оплачена 100 процентов акций «Силовых машин», но пока обмена бумаг не произошло). Продана значительная часть непрофильных активов ОМЗ – предполагалось, что объединенная компания будет заниматься только энергомашиностроением и получит только около половины активов и заказов ОМЗ.
Два месяца назад на рынке появились слухи о конфликте между партнерами и вероятном срыве слияния. После отъезда господина Бендукидзе в Грузию они усилились, но официально компании эту информацию отрицали. Точки над i были расставлены вчера, когда было сорвано годовое собрание акционеров ОМЗ. На нем в совет директоров компании должны были войти представители «Силовых машин» и «Интерроса», а холдинг освобожден от необходимости предлагать другим акционерам ОМЗ в ходе сделки по слиянию выкупить их бумаги. По словам Павла Скитовича, директора «Силовых машин» по стратегии и корпоративным вопросам и управляющего директора ОМЗ, для участия в собрании зарегистрировались владельцы 41,9 процента акций ОМЗ, тогда как кворум составляет 50 процентов плюс одна акция. В ОМЗ уточнили, что крупнейшими из «неявившихся» пакетов являются бумаги господина Бендукидзе. Не стали принимать участие в собрании представители акций, конвертированных в ADR, и ряд небольших пакетов, находящихся в номинальном держании. Вчера же стало известно, что во вторник по той же причине не состоялось собрание акционеров подконтрольного ОМЗ «Атомэнергоэкспорта», участвующего в сделке по слиянию.
Формальной причиной неявки акционеров ОМЗ названа «необходимость корректировки списка кандидатов в совет директоров». В нем 14 человек, в том числе сам господин Бендукидзе, Сергей Скатерщиков от менеджмента ОМЗ, Александр Коновалов от «Газфонда», пять независимых директоров и шесть кандидатов от «Силовых машин» и «Интерроса».
В совет, численность которого увеличивается с семи до девяти человек, должны были попасть все пять независимых директоров, по одному представителю господина Бендукидзе и «Газфонда», а также двое от «Силовых машин». Однако экс-глава ОМЗ 1 июня стал министром экономики Грузии и не может лично войти в совет, а независимый директор Родрик Брейтвейт на днях снял свою кандидатуру «по состоянию здоровья».
В ОМЗ пояснили, что в ближайшее время будет назначено внеочередное собрание акционеров.
Между тем господин Бендукидзе еще месяц назад знал, что не сможет войти в совет директоров на годовом собрании акционеров, и имел возможность организовать внеочередное собрание в первых числах июля. Видимо, для крупнейшего совладельца ОМЗ важно, чтобы смена полностью лояльного ему совета директоров произошла не ранее начала августа (минимальный срок до проведения нового собрания – месяц).
По мнению аналитика BKG Владимира Скопцова, тайм-аут потребовался господину Бендукидзе для урегулирования взаимоотношений с «Силовыми машинами» и «Интерросом». «Судя по всему, между владельцами компаний возникли проблемы,– отмечает эксперт.– Возможно, они не договорились окончательно о параметрах слияния или же об условиях выхода Кахи Бендукидзе из бизнеса».
Конфликт мог возникнуть и достаточно неожиданно. Дело в том, что еще в начале июня источник Ъ в правительстве сообщил, что в рамках визита в Россию канцлера Германии Герхарда Шредера, намеченного на 8 июля, должно быть объявлено о продаже значительного (до 80 процентов) пакета акций «Силовых машин» корпорации Siemens, которая уже владеет 4,95 процента их акций. Официально Siemens эту информацию не подтверждает и не опровергает. В ОМЗ неофициально говорят, что слышали об этих переговорах, и подчеркивают, что сделка с Siemens несовместима со слиянием – его условия не предполагают появления у «Силовых машин» нового крупного собственника. В «Силовых машинах» сделку с Siemens не комментируют, хотя высокопоставленный источник Ъ в компании уточнил, что информацию об этом следует ждать «на второй неделе июля».
Источник в Минпромэнерго вчера сообщил Ъ, что руководство Siemens уже полгода ведет переговоры о возможном приобретении крупного пакета акций ОМЗ-СМ у «Интерроса». Однако против этой сделки выступила администрация президента РФ, опасающаяся контроля Siemens над активами в области российского атомного машиностроения. После разрыва слияния «Силовых машин» и ОМЗ это препятствие снимается. Источник Ъ говорит, что основным интересом Siemens в сделке является участие через «Силовые машины» в программе реконструкции 30 ТЭЦ РАО «ЕЭС России», входящих сейчас в Оптовую генерирующую компанию (ОГК).
Возможно, вчерашний демарш Кахи Бендукидзе связан с лоббированием позиции какой-либо из сторон, заинтересованных в этой сделке. В этом случае он достиг своей цели – в «Интерросе» на действия партнера отреагировали жестко. «Срыв собраний акционеров ОМЗ и «Атомэнергоэкспорта» говорит о том, что господин Бендукидзе потерял интерес к слиянию,– заявила глава центра общественных связей холдинга Лариса Зелькова.– На вчерашнем собрании должны были быть решены вопросы, важные для продолжения действий по объединению компаний. По оценкам наших юристов, новое собрание сможет пройти только через три месяца, то есть сделка оказалась замороженной как минимум до сентября. В этот период холдинг примет решение о дальнейших взаимоотношениях с господином Бендукидзе, а также проведет переговоры с другими инвесторами для «Силовых машин». В «Интерросе» подтвердили, что одним из наиболее вероятных кандидатов в новые партнеры сегодня является Siemens.
Параллельно холдинг планирует совершить обратную сделку по обмену акциями – продав принадлежащие «Силовым машинам» 14 процентов акций ОМЗ и забрав у бывшего партнера 11 процентов акций «Силовых машин». Так что вполне вероятно, что в следующем собрании представители «Интерроса» уже просто не будут принимать участие.
Лояльного господину Бендукидзе заместителя гендиректора ОМЗ Сергея Николаева претензии «Интерроса» удивили: «Мы заранее обсуждали с руководством «Силовых машин» проблему с кандидатами в совет директоров и необходимость проведения внеочередного собрания акционеров. Объяснить нынешнюю позицию холдинга можно либо несогласованностью действий представителей «Силовых машин» и «Интерроса», либо желанием последнего прикрыть собственную инициативу по прекращению слияния». По мнению господина Николаева, остановить слияние может сегодня только отказ самого холдинга от обмена акций «Силовых машин» на бумаги ОМЗ. Впрочем, никаких штрафных санкций такое решение «Интерроса», означающее разрыв сделки, за собой не повлечет.
В то же время Павел Скитович пояснил Ъ, что со вчерашнего дня действующий совет директоров ОМЗ теряет свои полномочия и может только принимать решение о проведении собраний акционеров. Зато гендиректором ОМЗ останется глава «Силовых машин» Евгений Яковлев, а управляющим директором господин Скитович, то есть бывшие партнеры сохранят оперативный контроль над компанией господина Бендукидзе. Сам он вчера не стал комментировать ситуацию.
Екатеринбург, Елена Васильева
© 2004, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».