«Новый Регион – Крым» – шаловливое дитя российской журналистики
В четверг интернет-издание «Крымская линия» публикует обширный текст, посвященный приходу в Крым российского информационно-аналитического агентства «Новый Регион». Корреспонденты «Крымской линии» подробно анализируют вклад «НР» в развитие отечественной журналистики. «Новый Регион» приводит текст без купюр и комментариев:
Есть такой способ получения и распространения информации – ОБС называется. Расшифровывается как «одна бабушка сказала». Иначе говоря – слухи, сплетни, самые невероятные, но весьма убедительно выдаваемые за правду, чистую, как слеза младенца. Только младенцы разные бывают – одни умные и сообразительные, другие тихие и послушные, третьи вредные и капризные. Объединяет, однако, всех детей одна привычка – сочинять и фантазировать.
Как из министра сделать националиста
Недавно многие СМИ распространили информацию о том, что министр внутренних дел Украины Николай Билоконь, приехав в Севастополь, решил заставить всех местных милиционеров говорить на «ридной мове», поскольку они ее совсем не знают. Текст сообщения был дословно таким: «По прямому указанию киевского руководства, работу милиции Севастополя полностью переводят на украинский язык...
...на днях севастопольское управление посетил министр внутренних дел Украины Николай Белоконь. Войдя в холл на первом этаже, он был удивлен тем, что дежурный отрапортовал ему на русском языке. Более того, поднявшись наверх, министр обнаружил русскоязычные таблички на дверях всех кабинетов. Уже на следующий день таблички были сняты, а для милиционеров организовали курсы по изучению государственного языка, которые теперь будут проводиться каждую неделю».
Далее следовало то, что непременно должен знать простой обыватель, дабы «употребив» подобную информацию, правильно ее усвоить:
«Инициатива министра вызывала удивление его подчиненных, так как более 75 процентов жителей Севастополя являются этническими русскими, а для 98 процентов горожан русский язык является родным или языком повседневного общения. Кроме того, в 2000 году городской совет единодушно принял решение о том, чтобы считать в Севастополе русский язык языком работы, делопроизводства и документации, языком обучения и воспитания, взаимоотношений всех коммунальных учреждений, организаций и предприятий города наряду с государственным украинским языком».
Сообщение было распространено информационным агентством «Новый Регион - Крым», не так давно появившимся на крымском информационном пространстве. Как следует из текста, данную информацию агентство получило от «источника в УМВД г. Севастополя».
Возможно, в УМВД Севастополя много источников, однако в самом главном, откуда в первую очередь получают информацию журналисты - в Центре общественных связей севастопольского Главка милиции «Крымской Линии» данное сообщение опровергли. В частности, в ЦОСе, куда «КЛ» обратилась за комментарием, заявили, что ни во время визита министра, ни после него, таблички с дверей кабинетов никто не снимал, и уж тем более не организовывал курсов изучения государственного языка для милиционеров. «Мы прекрасно понимаем, в какой стране мы живем. Наши работники изучают государственный язык, чтобы правильно вести делопроизводство, уже давно. И если вы откроете конспекты по украинскому языку любого нашего милиционера, то увидите, что им не месяц и даже не год. И уж тем более они не датированы днем приезда министра», - сказали в ЦОСе.
Кроме этого, вопрос украинского языка в ходе визита Белоконя вообще не стоял. И уж тем более не было никакого удивления, недоумения и какой-либо другой эмоциональной реакции сотрудников. Потому что вопрос украинизации севастопольской милиции решен уже давно, во всяком случае, не вчера.
В общем-то, ляп, сознательно или по неопытности допущенный корреспондентом «Нового Региона» не имел бы никакого значения, если бы не известное всем, в том числе и журналистам любого информагентства, обстоятельство. Севастополь, конечно, регион сложный – формально это территория государства Украина, однако подавляющее большинство его жителей – либо этнические русские, либо вообще граждане России, служащие на кораблях Российского флота. Поэтому резонанс, вызванный подобной «дезой», предугадать можно. И нужно – задачей любого журналиста является информирование общества, обеспечение его правдивой, точной и объективной информацией. Особенно в таком сложном этнически регионе, каковым является. Крым.
Правду, только правду, и ничего кроме правды
Это не первый случай подобных ляпов. Буквально на днях Черноморская ТРК в выпуске новостей опровергла распространенную ранее информацию о том, что якобы в Севастополе скоро откроют пингвинариум. Специалисты севастопольского Института биологии южных морей заявили корреспонденту службы новостей «Волна», что это почти невозможно, поскольку нужны колоссальные средства, и никто не даст гарантии, что в нашем климате пингвины приживутся, поэтому подобных заявлений они не делали, и делать не могли. В институт действительно позвонил неизвестный и просто спросил: а можно ли разводить пингвинов в Крыму? Возможно, это и был корреспондент «Нового Региона», который в целях конспирации забыл представиться, однако то, что ответили ему сотрудники Института, никак не похоже на то, что потом было распространено в СМИ. Мелочь, но показательно.
Зато не могут не настораживать сообщения на крымскотатарскую тематику. Например, информируя о том, что уже направлено в суд дело о расстреле крымскотатарской семьи, агентство не забыло отметить, что Меджлис долго муссировал эту тему, придавая ей политический оттенок (с таким подтекстом, что татары любой несчастный случай готовы переквалифицировать в политический заказ). Дальше – больше. Последней явной «дезой», опубликованной со слов Марка Агатова, известного в Крыму скандального журналиста, драка в баре «Коттон» произошла, потому что «активисты меджлиса» искали там сына Анны Конюковой, как раз сразу после того, как избили операторов «Первого канала» и «Интера» в Симеизе. И вроде как это были те самые крымские татары, из Симеиза. Вот это уже точно попахивает бабушкиными разговорами на лавочке. Мне сказали, я подумал, а вдруг это правда, и вообще, а кто это может проверить?...
И Марк Агатов, и Анна Конюкова плотно работают с «Новым Регионом». Первый в ленте новостей агентства просто через слово цитируется. И выпускающий редактор - распрощавшийся с «Крымским временем» Алексей Неживой, известный своей нелюбовью к крымскотатарскому населению планеты. И речь ведь не о позиции коллег по цеху, это их личное горе, а о том, какие последствия может иметь подобная откровенная ложь.
Помимо этого, агентство занимается и экономическими информационными провокациями, сообщая о проблемах того или иного предприятия, в частности, проблемах с законом. Или, например, агентство заявило о том, что «все крупные предприятия Крыма признали себя банкротами», хотя это не так.
Можно было бы оправдать халатность сотрудников «Нового региона» их российским происхождением (известно, что агентство пришло к нам из Екатеринбурга), неосведомленностью в сфере крымских особенностей, но ведь сотрудников набирали из числа местных журналистов, да притом самых-самых. Поэтому вывод тут может быть только один - это не халатность, а сознательная политика. Так сказать, метод работы.
Все деньги заработать нельзя. Но к этому можно стремиться
Так что же такое «Новый Регион - Крым»? Известно, что 19 июля в Симферополе стартовал новый проект. Это уже четвертый по счету регион, где работает агентство. Предыдущие проекты были в Екатеринбурге, Перми и Челябинске.
Екатеринбургское агентство появилось в ноябре 1998-го года, пермское - летом 2000-го, челябинское - в апреле 2004 года. Как заявлено в пресс-релизе, авторы информпродукта нацелены на «предоставление оперативной, качественной, объективной информации о политической, экономической, социальной жизни российских территорий, а теперь еще и Крыма».
Перед тем, как придти в Крым, «Новый регион» успешно отработал на местных выборах, и показал новую пиар-технологию, позволяющую формировать общественное мнение в нужном заказчику направлении. Собственно, агентство и создавалось не как информационное, а как пиар-проект под выборы. После успеха в Екатеринбурге «Новому региону» предложено было работать в Перми и Челябинске, весной этого года - в Крыму.
Придя в Крым, агентство занялось подбором кадров. Для этого в Симферополь командировали представителей Екатеринбурга, и они стали предлагать ведущим крымским журналистам оставить их нынешние места и работать в «Новом регионе». Переманивали их огромными суммами, обещанными за работу. Размеры сумм не разглашаются, но достоверно известно, что с агентством стали сотрудничать Алексей Неживой, Лев Рябчиков, Анна Конюкова и многие другие.
Специфика технологии, по которой работает агентство, заключается в следующем: информация специально подается в виде сенсации, скандала, факт дополняется суждениями, несмотря на то, что классические информационные заметки по журналистским нормам никогда не содержат ничего, кроме факта. Однако скоро потребитель привыкает к такой форме подачи новости, и начинает доверять агентству. Этому также способствует мощная информационная атака на то или иное пространство: новостей подается очень много и оперативно. Наконец, когда к новому продукту привыкли, агентство начинает в массе достоверных новостей запускать заведомо ложную, однако такую, которая буквально «взрывает» общественное мнение. Такими «дезами» стали преждевременные сообщения о приезде Леонида Кучмы в Крым якобы для встречи с Владимиром Путиным, и о том, что якобы Черноморский флот выводится из Севастополя в район Донузлава, и для этого даже Администрацией Президента создана комиссия. Впоследствии информация не подтвердилась, и представители власти, в частности, сам Кучма, вынуждены были выступать с официальными заявлениями, останавливая шум, поднявшийся в прессе.
Интересно то, что несмотря на многочисленные обращения за работой в «Новый регион», руководство принципиально отказывало в работе журналистам - крымским татарам.
А за правду и пострадать не грех....
В России «Регион» уже теряет свои позиции, поскольку проиграл множество судебных исков, поданных местными компаниями, организациями и чиновниками за клевету и распространение ложной информации. То есть волна общественного мнения после подобной дискредитации, оказалась сильнее нажитого за короткий срок дешевого авторитета «Нового региона». Возможно, это одна из причин, помимо предвыборной кампании, почему агентство решило поискать заказчика в Украине.
Так, например, весной этого года «Регион» возможно, опять-таки по неопытности (ведь недавно совсем работают, всего с 1998 года), оклеветал крупнейшего авиаперевозчика – компанию «Уральские авиалинии». В результате компания выступила с опровержением, есть информация, что готовится судебный иск за клевету.
Как-то раз «Новый регион» разместил сообщение о возобновлении работы со скандалом закрытого под давлением православной общественности гей-клуба, чем вызвал негодование местных жителей. Правда, оплошность корреспонденты неокрепшего агентства удачно допустили 1 апреля, поэтому решено было представить это как шутку.
Однажды проект и вовсе опростоволосился, сообщив о том, что Белоярская атомная электростанция настолько плохо охраняется, что въехать на ее территорию может абсолютно любой человек, и даже обвинил в халатности конкретное лицо – главу муниципального образования Свердловской области Юрия Олексина, который на самом деле не имеет таких полномочий. Это вам уже не пингвины и не самолеты, это уже стратегические объекты....
Но не все коту масленица. В 2002 году агентство взяло на себя ответственность: не дожидаясь правоохранителей, предъявить обвинение бывшему начальнику Управления Федеральной службы налоговой полиции по Свердловской области Анатолию Закамалдину, и назвать его взяточником, указав неимоверно крупную сумму подкупа в 1 миллион долларов США. Прокуратура на это заявила, что никаких обвинений указанному товарищу не предъявляла. Лживая информация о Закамалдине и его семье на сайте «Нового Региона» размещалась систематически, поэтому Анатолий с женой подали иск и выиграли суд, взыскав с клеветников полтора миллиона рублей.
В общем, неокрепшее дитя российской журналистики расшалилось теперь и на крымских просторах. И все бы ничего, чем бы оно не тешилось, можно ведь глупого ребенка просто игнорировать. Да только вот именно по-детски, капризно и с надрывом «Новый Регион» задался целью... сорвать курортный сезон.
«Купание в Черном море вызывает абсцесс мозга», «Летом в Ялте сезон воровства», «В Севастополе туриста убили из-за видеокамеры среди бела дня», «Летом в Крыму дети рискуют заболеть листериозом», «Дороги в Крыму не ремонтировались 40 лет» – это только малый перечень тех заголовков, которые у потребителя информации сразу вызывают логичную реакцию.
Шалит дитя, шалит... Известно, что делами агентства уже занимается Крымской комитет по информационной политике, а пока суд да дело – оно продолжает шалить и совершать преднамеренные «ошибки».
От редакции «Нового Региона»: В знак признательности за проделанный труд коллегам из «Крымской линии» был отправлен большой торт.
Екатеринбург, Ирина Виноградова
© 2004, «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».