ИТОГИ ВЫБОРОВ: ТРИУМФ ТЕХНОЛОГИЙ
Главные сенсации преподнесли именно те структуры, которые активнее других использовали технологии, в числе проигравших – наименее технологичные избирательные объединения.
«Единство»
Абсолютно виртуальный и стопроцентно проправительственный блок «Единство» получил неожиданно большие проценты голосов.
Когда схлынет поток поствыборной эйфории, можно будет трезво оценить происшедшее и констатировать торжество политических технологий: еще три месяца назад разговоры о проправительственном блоке вызывали косую усмешку: идея «блока губернаторов» сгнила на корню, новую партию власти приходилось созидать буквально с нуля при полном отсутствии времени.
Проект «Медведя», запушенный еще летом, во время вояжа Бориса Березовского по стратегически важным регионам страны, сработал на 100 процентов. Агрессивная пропагандистская кампания в прессе и, прежде всего, электронных СМИ сделали электоральное чудо: впервые в истории новой России проправительственный избирательный блок чуть-чуть не обогнал коммунистов.
В чем успех кампании «Единства»? Прежде всего в отказе от административных методов ведения кампании. Предыдущая попытка создать партию власти в лице НДР провалилась именно из-за того, что создавалась она по вертикали исполнительной власти при участии бюрократической машины РАО «Газпром». Естественно, что чиновничья неповоротливость не позволила сформировать полноценную политическую конструкцию, а мрачная и неэлектабильная фигура Черномырдина отпугнула от НДР широкие народные массы.
Над «Единством» поработали самые изощренные умы России, в его кампании были использованы самые перспективные методики работы с электоратом.
Главное, что хотелось бы отметить – это желание и умение администрации президента привлекать к работе ведущих технологов. Игорь Шабдурасулов обеспечил тепличные условия технологам-профессионалам, обеспечив их финансами и административными ресурсами. Продуктивность ведения политических кампаний специалистами бесспорна.
В случае если бы кампанией «Единства» занимались только сами чиновники, результаты были бы более чем скромными.
«Союз правых сил»
На фоне традиционной слабости российских демократов успех «СПС» на этих выборах, бесспорно, можно считать феноменальным. Но и здесь мы должны констатировать триумф технологий: ничего, кроме грамотно построенной кампании, «СПС» избирателям не предложил.
Действительно, пропаганда «СПС» строилась на тиражировании той идеи, что пора пустить во власть молодых (тактично обходя тот момент, что эти господа не так уж и молоды – Хакамада и Немцов уже разменяли пятый десяток – и, что гораздо более важно, уже были во власти, причем отнюдь не на последних ролях) и намеков на скорейшее улучшение жизни: «Хочешь жить хорошо?».
Агрессивное использование телевизионных роликов и помощь со стороны администрации президента – на своей послевыборной пресс-конференции Игорь Шабдурасулов, первый заместитель руководителя администрации президента, фактически руководивший кампанией «Единства», не скрывал симпатий к «СПС» – сделали свое дело. Впервые после 1993 года в Думе вновь появится фракция радикальных демократов.
«Отечество – вся Россия»
Блок ОВР вел кампанию по старинке, административными методами. В условиях жесточайшей информационной войны политическая верхушка блока продемонстрировала полное непонимание происходящего и удивительную беспомощность.
Административные меры помогли Лужкову только в Москве, в то время как по всей России блок оказался неспособным провести хоть сколько-нибудь внятную кампанию.
Все в тактике и стратегии ОВР было неправильно. Неправильным был расчет, что одно наличие во главе списка бывшего премьер-министра Евгения Примакова и руководителей двух наиболее населенных субъектов федерации принесет желанную победу. Неправильной была ставка на рациональные доводы в полемике с оппонентами: на фоне ярких шоу Сергея Доренко робкое занудство сторонников ОВР совершенно терялось. Непрофессионально была сделана вся наглядная агитация, нерационально использованы предоставленные законодательством возможности.
Кампания ОВР – это типичная чиновничья кампания, сработанная непрофессионально и на скорую руку. Высокомерие господ Ястржембского и Караганова обернулось позорным третьим местом вместо предрекаемых ранее первых двух.
Тусклые и неграмотные кампании провели «Яблоко» и «Блок Жири-новского», но эти партии и не претендовали на лидерство.
Особняком стоит КПРФ, но ее электорат традиционен, и отраден уже тот факт, что за коммунистов не стало голосовать больше людей, чем на прошлых выборах. Значит, никакого будущего у коммунистов просто нет.
Феномен влияния элит
Несмотря на явный неуспех кампаний, проводимых силами администра-тивного аппарата, прошедшие выборы наглядно продемонстрировали еще одну тенденцию – рост влияния губернаторов на итоги выборов по одномандатным округам.
Тут мы наблюдаем тенденцию, обратную вышеописанной: в одно-мандатных округах побеждают кандидатуры, ранее согласованные с действующей исполнительной властью.
Типичный пример – Свердловская область. В пяти из семи расположенных здесь округов прошли кандидаты из так называемого «губернаторского списка», то есть те, кого поддержал Эдуард Россель.
Исключение составили два округа в Екатеринбурге. Здесь противодействие со стороны городской администрации, поддержавшей Ларису Мишустину и Надежду Голубкову, привело к тому, что выборы не состоялись.
Исключение подтверждает правило: участвовать в кампании по выборам в одномандатном округе без «благословления» губернатора малоэффективно и нерационально.
Подобное развитие ситуации характерно не только для Свердловской области. По мнению наблюдателей, новая Дума будет в гораздо большей степени ориентирована на конструктивную работу с областными властями, чем две предыдущих.
Подобная тенденция может быть квалифицирована как положительная. Ситуация, когда интересы области в Думе представляли случайные люди, не привела ни к чему хорошему: «независимость» одномандатников прошлого созыва обернулась их независимостью от своих избирателей.
© 2000, «Регион-Эксперт», Константин ВИНОГРАДОВ
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».