ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ: ЭПИЗОД ТРЕТИЙ
И складывается впечатление, что столь быстро созданный имидж Владимира Путина может быть разрушен как раз к концу марта.
Технология «накручивания» рейтинга и связка Доренко – Шеремет – Сванидзе не могут работать бесконечно. Более того, если в думскую кампанию «Единство» шло за спиной ОВР и перед самым финишем «рвануло», фактически растоптав лидеров, то теперь ситуация явно противоположная: Кремль уже стартовал, пробежал один круг без соперников при пустых трибунах и ждет тех, кто будет наступать ему на пятки, а зрителям в фойе стадиона объясняют, кто же бежит на самом деле.
В этом ключе даже эффектная отставка Бориса Ельцина, как ни странно, привела к своеобразным последствиям: экс-Президент стал своеобразной «зоной вне критики», а и.о. Президента стал мишенью для нападок.
Оппозиционные СМИ перестроились очень быстро, а главное, перехватили инициативу и стали формировать повестку дня. В новогодний вечер Евгений Кисилев прерывал праздничное расписание программ НТВ и выходил со своими комментариями, причем направленность их была понятной сразу. Заданная НТВ и ТВЦ и их печатными сателлитами идеология вещания и создания статей для печатных СМИ совершенно нова, как по сути идеи, так и по ее перспективности. Похоже, что у имиджмейкеров и идеологов был своеобразный «инсайт», который породил несколько продуктивных потоков.
С момента отставки прекратилась какая-либо огульная критика Бориса Ельцина. Смысл этого заключается в следующем – подхватив пафос ОРТ и РТР по поводу значимости фигуры Ельцина для русской истории, антикремлевская ложа трансформировала ее по-своему, в виде мысли о том, что на фоне действительно великого Бориса Николаевича с присущими только ему одному недостатками и достоинствами Владимир Путин смотрится уж больно как-то бледно. Если Ельцин жил стихией кризисов и пертурбаций и мог интуитивно принимать жесткие, но действенные меры, то Владимир Путин – это лишь холодный аналитик и послушный исполнитель, который вряд ли сможет прочувствовать (именно прочувствовать, а не понять) всю сложность ситуации и принять единственно правильные решения, как это удавалось его предшественнику.
Отставки же приближенных к экс-президенту чиновников комментируются либо как некое нарушение Владимиром Путиным договоренностей, либо как начинающуюся трансформацию «семьи» в некую номенклатурную «петербургскую общину». При этом употребляются слова из почти уголовного лексикона, например, такие как «кинул». Фраза «Путин кидает «семью», прошедшая через печатные и электронные СМИ (в том числе и в Свердловской области) направлена на то, что раз все люди «кидал не любят по жизни» в любых проявлениях, то у них сформируется определенное отношение к проблеме.
Кардинально была сменена стратегия подачи информации о чеченских событиях: если раньше операцию по уничтожению бандформирований ставили в один с ряд с афганской войной и так называемой «первой Чеченской», которые по ряду причин воспринимаются людьми как «справедливые» для России, то теперь НТВ проводит аналогии с войной в Персидском заливе США против Ирака и нападением США на Сербию, которые воспринимаются россиянами однозначно негативно.
Особенно хорошо это видно, когда в новостях на НТВ после показа тенденциозного сюжета о проблемах чеченских беженцев (которые случайно оказались все как на подбор здоровыми мужчинами) говорится о том, что идут тяжелые бои, а военные скрывают данные о потерях. Далее демонстрируется сюжет о том, как американские военные ввели в заблуждение весь мир некорректным показом ролика об уничтожении пассажирского поезда в Сербии. И вывод комментатора: «во всем мире военные склонны обманывать». Естественно, вся информация в данной подаче потом циркулирует по «сетевым партнерам».
Вообще, множество разветвленных региональных телекомпаний – «сетевых партнеров» – по всей России может незаметно, но серьезно изменить настроения людей. Например, ежедневные систематические сюжеты в новостных программах о раненых, убитых и мародерах в Чечне непременно приведут к формированию антипутинской повестки дня.
Ну, и естественно, уже запущена самая любимая модель: широко известная в узких кругах испанская газета «La Vanguardia» уже опубликовала «сенсационную» статью о том, что в 1990 году Путин якобы обвинялся в коррупции. В статье некоего Рафаэля Роша приводятся ранее ему неизвестные факты из жизни и.о. Президента, в частности, речь идет о тех временах, когда Путин работал в Ленинграде и был советником мэра города Анатолия Собчака.
Особенно трогательно после этого воспринимаются выражения «По словам источников испанской газеты…», хотя выступление депутата той комиссии на эту же тему неоднократно прокручивалось по НТВ. Естественно, скоро это подхватят все СМИ соответствующего профиля.
Оценив эффективность воздействия Интернета, антипутинские силы уже начали свою информационную войну: появились баннеры с явно дискредитирующим шаржем и словами «Гадкий Путенок» и ссылкой на весьма абстрактную статью. Кроме явной антирекламы преследуется еще одна цель: подтолкнуть Владимира Путина к введению ограничений на обращение информации в Сети, что вызовет протест интернет-общественности и явно не добавит и.о. Президента шансов на избрание.
Запущен и механизм веерного распространения материалов, формирующих нужное оппозиции отношение к Владимиру Путину и его окружению. Это отражают заголовки в региональных и районных газетах типа «Что можно ждать путного от Путина» с интонациями явного разочарования, перепечатки из центральной прессы в региональных газетах. Например, в Свердловской области за два дня в двух изданиях одного медиа-холдинга размещено 6 объемных статей соответствующей направленности.
Если в самое ближайшее время команда кандидата на пост Президента России не перестанет решать кадровые вопросы и не перехватит инициативу по формированию общественного мнения, последствия могут быть самыми непредсказуемыми.
© 2000, «Регион-Эксперт», Евгений ЛУБЯНОЙ
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».