НЕ ГОВОРИ ГОК, ПОКА НЕ ПЕРЕПРЫГНЕШЬ
Смена руководства на Качканарском ГОКе вызвала в Москве гораздо больший резонанс, чем на Урале. Это неудивительно, ведь события на ГОКе, судя по всему, стали прелюдией к масштабному переделу уральской металлургической отрасли между московскими финансовыми структурами. Исход этого противостояния станет ясен буквально в течение месяца, если, конечно, в события не вмешается федеральное правительство.
События на Качканарском ГОКе составляют лишь часть начинающегося передела уральской металлургической отрасли. Тем, кто пришел к руководству ГОКом, нужен не столько он сам, сколько находящийся по соседству Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК), который входит в пятерку крупнейших металлургических предприятий страны.
Представители одного из кредиторов НТМК – Уральской горно-металлургической компании (УГМК) – не раз пытались провести к руководству комбинатом близких себе людей. Однако основной акционер и кредитор НТМК – московская группа ЕАМ – успешно отбивала эти попытки. Но теперь, со сменой руководства ГОКа, над НТМК нависла угроза блокады. С Качканарского месторождения на комбинат поставляется основная масса сырья – железнорудного концентрата.
Формально ГОК принадлежит компании «Ленэкс», совладельцами которой являются смещенные со своих постов топ-менеджеры предприятия Джалол Хайдаров и Дамир Гареев. До недавнего времени они считались лояльными УГМК, однако в прошлом году решили вести самостоятельную игру. Менеджеры провели успешные переговоры с главой компании «Евроазметалл» (ЕАМ, основной акционер и кредитор НТМК, по некоторым данным, его контролируют люди из команды Бориса Березовского) Александром Абрамовым о создании холдинга на базе НТМК и Качканарского ГОКа. По одной из версий, Гареев и Хайдаров хотели таким образом закрепить за собой власть над ГОКом, поскольку часть акций из тех 70%, что сейчас находятся в собственности «Ленэкса», по утверждению представителей УГМК, они присвоили себе незаконно.
3 февраля компания «Ленэкс» заявила, что один из московских муниципальных судов удовлетворил ее иск о признании незаконным назначения нового гендиректора и председателя совета директоров Качканарского ГОКа. Название суда Джалол Хайдаров, отстраненный гендиректор Качканарского ГОКа, сообщить отказался, мотивируя это тем, что «не хочет давать козыри в руки оппонентов» (вероятно, чтобы те не могли надавить на судью и оспорить решение). Хайдаров обещал предъявить в ближайшее время нынешнему руководству ГОКа копию судебного решения.
Впрочем, судебное решение – скорее метод ведения PR-войны. Маловероятно, чтобы решение далекого московского суда вынудило покинуть комбинат ставленников Уральской горно-металлургической компании. Повлиять на них может лишь решение, принятое на уровне федерального правительства. Однако правительство пока от оценки ситуации воздерживается. По словам пресс-секретаря Минэкономики (курирующего металлургическую отрасль) Вадима Лазутина, министерство пока лишь «отслеживает» ситуацию на ГОКе. Правоохранительные органы, несмотря на обращение к Владимиру Рушайло спикера Думы Геннадия Селезнева, тоже не дают никаких оценок.
Зато активно высказываются по поводу конфликта местные власти. По словам министра металлургии администрации Свердловской области Владимира Молчанова, ситуация на ГОКе – «это внутреннее дело акционеров». По данным Молчанова, никаких конфликтов на ГОКе из-за смены руководства не произошло. Скорее наоборот, коллектив приветствует нового директора: он обещал повысить зарплату сотрудникам на 30%. Вторит Молчанову и председатель правительства Свердловской области Алексей Воробьев, который утверждает, что «никаких оснований для паники на ГОКе нет». Руководство области поддерживает инициаторов смены власти на предприятии – Павла Федулева (акционер ГОКа), Искандера Махмудова (главный акционер УГМК) и нового гендиректора ГОКа Андрея Козицына. Федулев до недавнего времени находился в тяжелых отношениях с властями области и буквально за неделю до смены руководства ГОКа вышел из тюрьмы. Искандер Махмудов, по некоторым данным, принимал участие в установлении кемеровским губернатором Аманом Тулеевым контроля над Кузнецким металлургическим комбинатом.
Чем закончится противостояние, можно будет сказать уже в ближайшие дни. 3 февраля Хайдаров заявил, что он вернется на ГОК в ближайшее время. На самом деле, если он только не прибегнет к помощи силовых структур, это маловероятно. В правительстве Свердловской области не видят смысла в возвращении Хайдарова на пост гендиректора. Спасти Хайдарова мог бы, например, Россель. Но он до конца недели будет в командировке в Голландии. Да и вряд ли его позиция разойдется с позицией областного правительства.
Другим спасателем «Ленэкса» может оказаться холдинг ЕАМ, который, возможно, не захочет иметь в качестве одного из главных партнеров УГМК. В ЕАМе пока воздерживаются от комментариев, но, по некоторым данным, представители компании сейчас проводят переговоры с правительством Свердловской области. Результат этих переговоров может решить судьбу Качканарского ГОКа. Впрочем, не исключен и третий вариант. Давление на МВД, которое оказывает ряд депутатов и спикер Думы, может привести к тому, что это ведомство силовым методом восстановит статус-кво в отрасли.
© 2000, «Регион-Эксперт», по материалам газеты «КоммерсантЪ»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».