Среднеуральские банки дезинформируют своих клиентов
Среднеуральские банки дезинформируют население. Люди фактически не знают, сколько им придется заплатить денег за взятый потребительский кредит. К примеру, банк объявляет ставку по кредиту до 29 процентов годовых, но, как показывает практика, с учетом всех платежей и комиссий в течение срока действия договора человек выплачивает до 69 и более процентов. Как говорят эксперты, вина кредитных организаций в том, что они не информируют население об эффективной годовой ставке, то есть тех деньгах, которые люди обязаны выплатить в течение всего срока договора о потребительском кредитовании. В то же время, говорят аналитики, в большинстве случаев граждане из-за своей неграмотности виноваты сами. Люди подписывают договор, не узнав четких условий кредитования. Более того, по словам заместителя председателя Правления ОАО «Уралтрансбанк» Андрея Кремнева, практика показывает, что население не обращает внимания на процентные ставки, людей не интересует, сколько реально стоит кредит.
По сведениям Уральского банковского союза, в Свердловской области стремительно растет число потребительских кредитов. По данным Центробанка РФ, на 1 января 2004 года в регионе остатки потребительских кредитов в рублях составили 9 млрд. 613 млн. рублей, а на 1 января 2005 года – в 2 раза больше – 21 млрд. 535 млн. рублей. Остатки потребительских кредитов в валюте на 1 января 2004 года составили 1 млрд. рублей, на 1 января 2005 года 1 млрд. 147 млн. рублей. «Это только остатки, фактически суммы больше. В течение года некоторые кредиты были погашены», – пояснил заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин.
Неудивительно, что в условиях стремительного роста числа потребительских кредитов банки стараются «завоевать» как можно больше клиентов и порой нечестными способами. «В итоге зачастую человек покупает не лучший продукт, но у лучшего продавца. Главную роль в этих случаях играет искусство продавцов», – считает автор проекта «Четный кредит» Михаил Бабин.
Как считают банкиры, создание эффективной кредитной ставки будет полезно как заемщикам (люди будут владеть точной информацией о кредите), так и самим кредитным организациям (конкуренция на рынке будет добросовестной). Главный вопрос – как рассчитать эту ставку.
По словам председателя совета директоров банка «Северная казна» Владимира Фролова, это не знают даже банковские аналитики. «Сегодня нет методики расчета эффективной процентной ставки. Нужно ли при ее расчете учитывать, к примеру, стоимость пластиковых карт или другие дополнительные расходы, неясно. Через 2-3 недели Центробанк РФ должен подготовить эту методику», – сообщил господин Фролов.
Пока же желающие граждане могут воспользоваться расчетами эффективной процентной ставки, подготовленной аналитиками «Уралтрансбанка». Она размещена по адресу в форме «Банковские технологии на сайте «е1.ру». По словам господина Фролова, изначально эти расчеты были искаженными, в настоящее время их можно назвать корректными. Он считает, что в перспективе в России следует публиковать эффективную процентную ставку в СМИ, как это сегодня делается в Европе и США.
Пока банкиры обсуждают методику расчета ставок по потребительскому кредитованию, сегодня уже есть люди, пострадавшие от нечестности свердловских банков. В свердловское управление федеральной антимонопольной службы обратилось несколько заемщиков банка «Русский стандарт», которых дезинформировали при оформлении кредита. Как рассказала и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Татьяна Колотова, банк не доводил до потребителя полную информацию о дополнительных комиссиях и платежах, которые заемщику придется выплатить. «В итоге люди заключили договор на тех условиях, на которых бы не стали это делать, имея полную информацию о потребительском кредите. В то же время «Русский стандарт» получил преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке банковских услуг, что препятствовало выходу на рынок других кредитных организаций, готовых на условиях открытости и достоверности осуществлять деятельность по кредитованию населения», – пояснила госпожа Колотова. В настоящее время, по ее словам, «Русский стандарт» устраняет выявленные и допущенные нарушения.
Госпожа Колотова также отметила, что ФАС подготовила проект рекомендаций при предоставлении потребительских кредитов. В документе указывается, что банк должен доводить до потребителя полную стоимость потребительского кредита, состоящую из годовых процентов и при наличии дополнительных расходов, связанных с предоставлением, использованием и возвратом потребительского кредита. «То есть когда гражданин приобретает какой-либо товар или берет взаймы наличные деньги, банк оформляет для клиента в форме таблицы полный график, из чего будут складывать его ежемесячные платежи. Документ опубликован для обсуждения на сайте федеральной антимонопольной службы», – сообщила госпожа Колотова.
Екатеринбург, Татьяна Борисова
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».