Разбор полетов: самые затратные избирательные кампании закончились поражением кандидатов
В Екатеринбурге завершилась очередная масштабная предвыборная кампания – выборы в городскую думу четвертого созыва. Как всегда, подготовка к всенародному волеизъявлению стала отличной возможностью подзаработать. Свою долю получили и студенты, собиравшие подписи за того или иного кандидата, и пенсионерки, за него агитировавшие. Разумеется, самыми высокими предвыборными доходами могли похвастаться организаторы процесса – политические консультанты и технологи. Учитывая огромное количество претендентов на кресла в думе, многие из них попробовали себя в роли «многостаночников», обслуживая сразу несколько штабов подряд. Что из этого получилось и кого по итогам выборной кампании можно назвать самым удачливым пиарщиком, анализировал корреспондент «Нового Региона».
При подготовке статьи он обратился к нескольким консалтерам с двумя вопросами: о стоимости отдельных кампаний и количестве подрядов у того или иного специалиста по ведению выборов. Они показались представителям пиар-сообщества бестактными, и разговорить собеседника зачастую удавалось лишь обещанием полной анонимности.
Только после того, как такое обещание прозвучало, выяснилось, что рекордсменом по количеству затраченных на избирательную кампанию средств стал бизнесмен Владимир Коньков. Президент строительной «Корпорации «Маяк» потратил около 1 миллиона долларов на то, чтобы стать депутатом палаты представителей Законодательного собрания (ППЗС) Свердловской области, однако попытка оказалась неуспешной. Предельный уровень трат на кампанию муниципального уровня оказался значительно ниже – порядка 300 тысяч долларов. Именно столько, по оценкам экспертов, затратил на свою кампанию гендиректор ООО «Рекорд плюс» Сергей Уваров (округ №19). Впрочем, такой объем трат также не гарантировал его от поражения. «Средний» кандидат, согласно различным точкам зрения, потратил на свою кампанию от 30 до 150 тысяч долларов США. Впрочем, есть примеры и менее затратного «захода» в гордуму. К примеру, такие кандидаты, как Александр Сизов (гендиректор ЗАО «Управляющая компания РЭМП Ленинского района», округ №17) и Игорь Ходаковский (главврач ГЦБ №6, округ №18), вероятнее всего, не вложили в победу ни копейки, ибо всю кампанию им обеспечил административный ресурс городской администрации.
Исходя из этого и подобных примеров, самым удачливым политтехнологом Екатеринбурга представители пиар-сообщества полушутя называют вице-мэра города по идеологии Владимира Тунгусова. По различным оценкам, горадминистрация обеспечила в муниципальном парламенте большинство (от 16 до 21) места.
Впрочем, если вести речь не об общегородском уровне планирования, а о локальных кампаниях, пальму первенства по количеству «трудоустроенных» в гордуму держит штатный политолог администрации губернатора Свердловской области Вадим Дубичев. Среди его клиентов – Лев Ковпак (вице-президент сети супермаркетов «Кировский», округ №14), Леонид Раппопорт (декан факультета физкультуры УГТУ-УПИ, округ №11), Сергей Флеганов (вице-президент «Зяблицев-Фронта», округ №22) и Евгений Касимов (главный редактор газеты «Городские куранты, округ №26).
Весьма удачным эксперты называют выступление политконсультанта Алексея Иванова. Ему удалось провести в палату представителей Заксобрания президента «АВС Групп» Валерия Савельева, а в городскую думу – владельца сети магазинов «Кардинал» Рафаэля Шихова (округ №34) и профессора кафедры международных экономических отношений УрГЭУ Александра Косинцева (округ №7). Как в областной, так и в муниципальной кампании технолог переиграл президента ООО «Корпорация Маяк» Владимира Конькова, причем в случае с выборами в ППЗС разрыв с претендентом составил всего 45 голосов.
Штаб господина Конькова возглавлял руководитель Уральской гильдии политических консультантов Константин Киселев, и, по словам источников «Нового Региона», он крайне огорчен тем, что победа буквально выскользнула из рук. У известнейшего консультанта есть и другие поводы для расстройства. Он участвовал в восьми кампаниях, однако победу одержал только в одной, хоть и весьма сложной. Депутатом от округа №31 стала ведомая им главврач областной стоматологической больницы Марина Харитонова, которая смогла опередить советника полпреда президента в УрФО Александра Борзенкова. Последнему особенно благоволили как городские, так и окружные власти, отрядив в помощь «придворных» политологов Илью Горфинкеля, Анну Трахтенберг и Елену Дьякову. Остальные кандидаты господина Киселева – общественный деятель Анатолий Михеев (округ №35), «афганцы» Владимир Зайцев (округ №3) и Михаил Горюнов (округ №16), действующие депутаты городской думы Дмитрий Сергин (округ №33) и Любовь Викулова (округ №26) – в думу не прошли, заняв второе либо третье места. Поражение господина Сергина пиарщики объясняют исключительно вмешательством административного ресурса. Кандидат лидировал по итогам exit-polls, однако после того, как председатель комиссии разрешила проголосовать на этом участке солдатам-контрактникам, ранее никогда не принимавшим участия в волеизъявлении, показатели его ближайшего конкурента, генерала и советника главы Екатеринбурга Анатолия Сидякина резко пошли вверх.
Среди удачливых собеседники «Нового Региона» выделяют еще одного сотрудника администрации губернатора Анатолия Гагарина, который, несмотря на противодействие городских властей, провел в думу Андрея Кабанова (округ №3) и Яна Габинского (округ №19). Неплохие показатели у ведущего научного сотрудника института философии и права УрО РАН Сергея Мошкина – он способствовал победе гендиректора ООО «Компания Юран» Николая Лантуха в округе №13, а также безальтернативных тяжеловесов Олега Хабибуллина (владелец сети магазинов «Купец», округ №22) и Дмитрия Бугрова (декан исторического факультета УрГУ, округ №10).
Среди тех, кто выступил на выборах неудачно, эксперты отмечают независимого политолога Михаила Корабельникова (он вел предпринимателя Игоря Демачева по округу №13, но проиграл), главного редактора газеты «Утренний Екатеринбург» Эдуарда Худякова, который при содействии Ильи Горфинкеля, Анны Трахтенберг и Елены Дьяковой строил собственную кампанию в округе №7, а также тандем политтехнологов Федора Крашенинникова и Андрея Бельянского. Они занимались пиар-сопровождением кандидата Сергея Уварова в округе №19, но проиграли гораздо менее состоятельному претенденту Яну Габинскому.
Наконец, собеседники «Нового Региона» оценили собственно технологическую составляющую кампании. По мнению большинства опрошенных, выборы в городскую думу 2005 года были заметно менее «грязными», чем предыдущие, и никакими новинками не отличались. Среди «фишек» были отмечены всего три эпизода. Первый – агитировавшие против Андрея Кабанова цыгане. Они табором кочевали по округу №3, и вместо традиционного «озолоти ручку» кидали прохожим: «Не голосуйте за Кабанова, это нехороший человек!». Второй – использование для агитации киноустановок, что более применимо на селе, а в городских условиях является нонсенсом. Наконец, третий – это массовое спаивание бабушек чаем с различными сладостями. По словам одного из собеседников «Нового Региона», многие жительницы городских окраин запаслись конфетами на годы вперед, и настолько привыкли к бесплатным раздачам, что встречали кандидатов, приезжавших на встречи с ними, словами «а вы с чем?». Чтобы противостоять такому подкупу, один из остроумных кандидатов выбросил листовку, с историей о том, как несколько бабушек, побывав на таком «чаепитии», попали с острыми отравлениями в больницу, так как сладости, подававшиеся соперником к столу, были просрочены.
Екатеринбург, Иван Коновалов
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».