Управляющие компании стали настоящей головной болью для уральцев
Екатеринбургские органы исполнительной и судебной власти завалены жалобами граждан на Управляющие компании. Их работой недовольны все – обитатели престижных жилых комплексов, домов эконом-класса, девятиэтажек и хрущевок. В каждом районе свои собственные страсти – «теряются» деньги, бесчинствуют охранники или незаконно «сшибают» деньги за автостоянки. Такие коммунальные войны идут не первый год – и победитель в них, как правило, один – пресловутые УК. Можно ли найти управу на свою управляющую компанию, выяснял корреспондент «Нового Региона».
«…Подошел охранник, сказал, что если я живу по ул. Бажова, то не имею права ходить в данную калитку, и показал, что я должна обойти квартал. От такой наглости я даже забыла уточнить, как его зовут – был высокий, кудрявый. Уважаемая УК! Я житель квартала Бажовский и имею право входить на территорию с любой его стороны? Прошу донести это до охранника!!! Заодно вопрос – почему у меня нет доступа к электронному ключу от калитки?», – пишет одна из жительниц. Другая гражданка вопрошает: «моему мужу пытаются объяснить, что он не имеет права въезжать в квартал, т.к. его нет в списках. Вопрос: о каких списках идет речь, и кто туда входит?».
Как передает корреспондент «Нового Региона», такими эмоциями сегодня буквально бурлит екатеринбургский «рунет». И в самом деле, возмущает многое: УК отказываются предоставлять финансовые отчеты о своей работе, договариваются с магазинами и вместо паркинга с уже распроданными местами там делают склад мебели, не пускают машины на автостоянки, зарабатывая деньги и т.п. В управление ЖКХ администрации Екатеринбурга в год в среднем поступает до 2 тыс. жалоб на действия или бездействие управляющих компаний. Еще несколько тысяч таких обращений оседает в прокуратурах, областном УФАС, комитете по защите прав потребителей и судах. По словам начальника отдела новых форм управления жилфондом управления ЖКХ Александра Гончарова, чаще всего екатеринбуржцы жалуются на технические и бытовые вопросы, ошибки в расчетах коммунальных платежей, жалобы на непрогрев, распределения финансовых средств на ремонты, хамство. Зачастую УК подозреваются в присвоении средств или принятии самовольных решений без согласия собственников жилья.
По данным мэрии, сегодня в Екатеринбурге действуют сорок шесть частных организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами. Из них девятнадцать управляющих организаций работают непосредственно по договорам с собственниками помещений и домов, остальные – по договорам с ТСЖ или жилищными кооперативами. Однако, по словам Александра Гончарова, все спорные вопросы между собственниками и УК должны регулироваться самими сторонами – жителями и компаниями – на основании заключенных договоров. «Второй уровень – это уполномоченные органы, которые соблюдают интересы граждан – такими являются региональные управления ФАС, комитеты по защите прав потребителей при органах власти, инспекции муниципального и областного уровня и третий уровень – судебные инстанции. Промежуточное звено – прокуратуры, но они не любят заниматься жалобами на УК. Им нужен факт нарушения закона, а когда речь идет об эмоциях в доме – собрание не так провели, не те вопросы рассмотрели. Им скучно заниматься «бытовухой» – криминала нет, крови нет, намека на воровство миллиона, с которым уехали в Тамбов, нет – они не берутся за такие жалобы», – рассказывает г-н Гончаров. При этом он подчеркивает, что УК, например, не запрещено самостоятельно решать, на ремонт какого дома она пустит средства, собранные с нескольких многоквартирных домов. «Это не запрещено законом», – говорит Гончаров.
По сути, никаких инстанций, которые бы могли регламентировать отношения граждан и УК сегодня – нет. На этот счет замминистра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов говорит прямо: «И, слава Богу, что нет. УК – это малые предприятия, если они не нарушают закон, мы не имеем права вмешиваться в их работу. Все вопросы решаются инициативой «снизу». Жители обязаны по жилкодексу заслушивать отчет раз в год, но очень часто у них нет никаких инициатив – поэтому УК всеми вопросами занимаются сами», – говорит замминистра.
При этом г-н Смирнов напоминает – если кто-то чем-то недоволен, на любом общем собрании жильцов может быть принято решение о смене УК и создании ТСЖ с собственным правлением: «В тоже время надо понимать, что это будут сами жильцы, среди них должны быть граждане, которые смогут стать директором, бухгалтером и т.д. Но я могу сказать – систематический контроль жителей за работой УК – отсутствует. Когда мы что-то проверяем по жалобам, мы убеждаемся, что люди даже не ходят на собрания».
Впрочем, многие екатеринбуржцы, не первый год воюющие с УК, не согласны с аргументами чиновников о своей бездеятельности. Так, жители комплекса «Бригантина» утверждают, что их УК – ООО «УЖК «Адом» в свое время взяла на себя полномочия незаконно – якобы их вынуждали оформить договоры шантажом и угрозами – не пускали в квартиры, отключали свет и не отдавали ключи от электрощитков.
При этом в самом министерстве энергетики и ЖКХ признают – недобросовестных УК много на территории всей Свердловской области. «Есть компании, которые приходят, копят долги, а потом исчезают. Самый известный такой пример – компания «Векос» – она работала сразу в нескольких городах. Но если есть состав преступления, этим занимаются уже правоохранительные органы», – говорит г-н Смирнов. – Однако зачастую жалобы бывают мелочными – одно дело, когда не согласны вывозить мусор за три рубля, так как этого мало, другой вопрос, когда исчезли деньги, переведенные за оплату коммунальных услуг».
Ссылки по теме:
Чудеса застройки: жильцов дома в Екатеринбурге лишили парадного входа и паркинга по просьбе мебельного магазина >>>
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2009, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».