AMP18+

Екатеринбург

/

Российские власти роняют торговые надбавки «в ручном режиме». Участники рынка: «В чужом огороде огурцы всегда толще»

Уже ставший легендарным поход российского премьера Владимира Путина в магазин «Перекресток» вылился в показательную кампанию по снижению торговых надбавок. В стране начинаются широкомасштабные проверки ритейлеров – их проведет ФАС России и региональные управления. Для этого в торговых сетях городов-миллионников будут «подняты» договоры ритейлеров с поставщиками за последние четыре года, чтобы выявить обоснованность надбавок. По свидетельству чиновников, у некоторых ритейлеров они достигают 100 %.

ФАС России уже объявила о проверках, которые будут выборочно проведены в торговых сетях, присутствующих в Москве и Санкт-Петербурге, а также городах-миллионниках. Работа уже началась. Как пояснила сегодня руководитель УФАС по Свердловской области Татьяна Колотова, в Екатеринбурге проверки начнутся в июле и продлятся до 1 августа. Какие конкретно сети подпадут под ревизию, не говорится, но известно, что это будут федералы, региональные участники рынка, а также транснациональные компании вроде «Метро» и «Ашана».

«Будем проверять договоры с поставщиками, начиная с 2005 года – предстоит выяснить, каким образом их условия влияют на ценообразование», – пояснила г-жа Колотова. По ее словам, будет анализироваться величина торговых надбавок на социально-значимые продукты питания: хлеб, молочно-кислые продукты, мясо и рыба. «Проверять алкоголь и оливковое масло не будем – это не продукты первой необходимости», – поясняют выбор ассортимента в УФАС.

Татьяна Колотова уточняет: проверки центрального аппарата и питерского управления показали, что некоторые наценки достигают 100 %. При этом она не скрывает, что «участники рынка яростно сопротивляются регулированию торговых надбавок».

Впрочем, точного понимания, какого именно размера должны быть торговые надбавки на продукты, у ФАС пока нет, – как нет и данных, кто из ритейлеров в России занимает на рынке доминирующее положение. Ведь только в этом случае «любителей» высоких надбавок можно привлечь к ответственности по статье 10-й ФЗ «О защите конкуренции» и статье 11-й «Согласованные действия».

Участники рынка считают, что не обязаны предъявлять ФАС договоры с поставщиками, поясняя, что в этих документах есть элемент коммерческой тайны. При этом они полагают, что проверки ритейла инициировали отечественные производители, которые по ряду причин не в состоянии продвигать свои товары в магазины. «Полагаю, что все это должно носить рекомендательный характер, предприятия вправе сохранять коммерческую тайну и не предоставлять эту информацию, – считает руководитель НП «Альянс» (региональный союз участников потребительского рынка, прим. НР) Алексей Подоляко. – Что касается проблемы торговых надбавок и отношения ритейла и производителей, то проблема носит больше надуманный характер. Она может быть пролоббирована производителями, так как не все они могут и умеют продвигать товары в торговые сети. Недостаточно хорошую маркетинговую работу по старой советской привычке работы в дефиците производители по инерции переносят на современный рынок. Не имея серьезных аргументов для договорной работы, они решили задействовать старый добрый метод административного ресурса».

При этом сами продавцы не считают надбавки слишком завышенными, указывая, что они зависят от сегмента продуктов. «Считать торговые надбавки – это все равно, что заглядывать в чужой карман: «в чужом огороде огурцы всегда толще», – говорит г-н Подоляко. По его словам, рынок сегодня в состоянии предложения, покупатель более разборчив и к качеству и к цене. Средняя наценка по рознице, по его словам, составляет порядка 22-23 %, а себестоимость – 16-17 %. У магазинов «ассортиментных» повыше. Есть и премиум-товары – по ним наценка выше, а есть и такие позиции, где наценка в принципе не может быть выше 7-8 %. «Поэтому выдергивания из контекста, искажения, очень сильно тревожат. Надо быть очень недалеким человеком, чтобы зарабатывать на наценках – покупатель просто уйдет. Средняя наценка колеблется сегодня между 14 и 15 % и она, к сожалению, еще снижается», – говорит руководитель «Альянса».

В X5 Retail Group, наоборот, предстоящие проверки ФАС России одобряют. Как пояснила «Новому Региону» руководитель отдела по связям с общественностью федерального ритейлера Светлана Витковская, действия ФАС направлены на поддержку конкуренции, и такой шаг в компании приветствуют. «В свою очередь, все условия работы с поставщиками у нас опубликованы, соответственно, не являются секретными. Надеюсь, ФАС по достоинству оценит все те действия, которые мы сделали, чтобы поддержать поставщиков в новых экономических условиях. К примеру, отсрочки платежей для сельхозпроизводителей в большинстве случаев сокращены в два раза – до 14 дней», – говорит она.

Екатеринбург, Александр Родионов

© 2009, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Политика, Россия, Экономика,