AMP18+

Екатеринбург

/

Эксперты: новая антиалкогольная кампания приведет к негативным переменам в экономике и демографии России

Новая антиалкогольная кампания российского правительства имеет массу просчетов и может обернуться негативными экономическими последствиями. Эксперты указывают, что ошибки разработчиков отрицательно скажутся на налоговых поступлениях в консолидированный бюджет, ударят по нескольким отраслям экономики, а также ухудшат социально-демографическое положение страны. Как передает корреспондент «Нового Региона», только от утроения пивных акцизов федеральный бюджет рискует ежегодно терять порядка 4-5 млрд. рублей. Столь печальные перспективы вызвали настолько неоднозначную реакцию экспертов и производителей, что в регионах сейчас развернулось бурное обсуждение будущего российского алкогольного рынка и состояния гражданского общества.

Затеянная в России антиалкогольная кампания приведет вовсе не к тем результатам, которых от нее ждут президент и правительство. К примеру, сделав ставку в борьбе с алкоголем на повышение пивных акцизов, власти рискуют получить три проблемы: снижение налоговых поступлений в бюджет, сокращение объемов производства и трудовых коллективов в пивоваренной и сельхозотраслях, ну и, наконец, массовый переход россиян на дешевую водку, что повлечет увеличение смертности населения. Проведенный финансовыми экспертами анализ показывает – резкое увеличение акциза на пиво закончится существенным сокращением налоговых поступлений по всей отрасли.

Дело в том, что в своих расчетах Минфин исходил из того, что отечественное пивоварение относится к наиболее стабильным и существенным источникам поступления налогов в консолидированный бюджет страны, и в первую очередь акцизов. По данным Росказначейства, по итогам 2008 года общий сбор акцизов от производства пива на территории страны составил 30 млрд. рублей, или 27 % от общего объема акцизных сборов со всех алкогольных напитков, включая пиво и вино. Ведь те же пивоваренные компании в прошлом году заплатили в бюджеты всех уровней более 100 млрд. рублей.

Впрочем, независимые финансисты убеждены, что чиновники из Минфина ошиблись: расчеты, сделанные исходя из повышения в три раза пивных акцизов, вышли слишком радужными. Действительно, суммарное снижение уплаты НДС, налога на прибыль, а также других налогов и сборов в бюджет РФ всех уровней в 2 раза превысит дополнительные доходы от повышения акциза, но при этом чистые потери бюджета будут ежегодно составлять 4-5 млрд. рублей.

При этом известно, что до недавнего времени крупным российским пивоваренным компаниям удавалось избегать массовых сокращений и сохранять соцгарантии своим сотрудникам. Но вскоре стабильность отрасли и сельхозпредприятий, поставляющих для нее пивоваренный ячмень, может закончиться – производители того же ячменя держатся «на плаву» благодаря прямым закупкам этого продукта, новые акцизы в разы сократят заказы. Кроме того, порядка 70 % от всего объема стеклотары и алюминиевых банок, производимых для пищепрома, также делаются по заказам пивоваренных компаний. Таким образом, каждое рабочее место в пивной отрасли сегодня создает дополнительно 10-12 рабочих мест в смежных отраслях экономики – в общей сложности это не менее 600 тыс. людей. Нетрудно подсчитать, насколько увеличится число безработных после вынужденного снижения объемов производства пива в России.

При этом предпосылки негативных перемен эксперты усматривают в нерациональном отношении властей к полноправной отрасли российской экономики – алкогольной индустрии. Одним из примеров предвзятости может служить последовательное и несбалансированное увеличение налоговой нагрузки на пивоваренную отрасль, что наблюдается в течение последних лет. При этом успешный опыт стран ЕС, где налоговая нагрузка на крепкий алкоголь существенно выше нагрузки на пиво, российскими чиновниками совершенно не берется в расчет. Однако в той же Европе ценовая разница между пивом и крепким алкоголем составляет сегодня 10-15 раз, что смещает акцент в потреблении в сторону более легких алкогольных напитков. В России наблюдается обратная картина: при практически одинаковом с европейскими странами уровне потребления алкоголя на душу населения, доля потребления крепкого алкоголя намного выше, чем в любой стране Евросоюза.

«Резкое повышение акцизов на пиво стимулирует не просто потребление крепкого алкоголя, а крепкого алкоголя, произведенного нелегально. Если акцизы утроятся, то бутылка пива по цене приблизится к бутылке водки, произведенной без уплаты акцизов и продающейся повсеместно. Усугубится и проблема с нелегальным алкоголем, и проблема наполняемости бюджета, как городов, так и страны в целом. Ведь прогнозируемый обвал рынка пива приведет к значительному сокращению налоговых отчислений. Так что проиграют все, кроме производителей нелегального алкоголя», – полагает председатель Совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман.

Сомнений в том, что даже после повышения пивных акцизов россияне не станут меньше пить, а просто изменят предпочтения в пользу дешевого алкоголя, нет и у ученых. Именно так видит развитие ситуации профессор Российского государственного гуманитарного университета Андрей Коротаев. Он указывает, что выборочный рост акцизов на алкоголь, которым не планируется облагать крепкие спиртные напитки, приведет скоро к катастрофическим демографическим последствиям: «Рост смертности, причем серьезный, сопоставимый с тем, что было в начале 90-х годов, или после 98-го года, совершенно неизбежен, если будет сохранено принятое решение о неповышении акцизов на крепкий алкоголь. Нужно иметь в виду, что в условиях галопирующей инфляции неповышение акцизов означает фактическое снижение цены на водку, это значит, что водка остается более доступной, и это значит рост смертей в стране на 300, на 400 тыс. (человек) в год. То есть это по своим последствиям это превосходит Чернобыль в десятки раз по своей разрушительности».

Как передает корреспондент «Нового Региона», никто не оспаривает тезис, что в России надо менять отношение к алкоголю. Вопрос только в том, каким образом это будет происходить, и не опустеют ли снова прилавки в результате очередных экономических просчетов чиновников. Очевидно и то, что бороться с «народным» пьянством только лишь посредством нового утроения пивных акцизных сборов – неразумно. Не случайно предстоящие нововведения вызвали бурную реакцию представителей органов власти, общественных организаций, руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, производителей тары и упаковки, дистрибьюторов и независимых экспертов. Очередное обсуждение темы пройдет 9 сентября в Екатеринбурге, где в 12 часов в конференц-зале «Гранд Авеню Отеля» состоится «круглый стол» на тему «Новые акцизы и региональный рынок: Варианты, прогнозы, перспективы».

Москва, Екатеринбург, Александр Клубов

© 2009, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Урал, Центр России, Общество, Россия, Туризм, Экономика,