«Серый ветер». Поучительная история без хеппи-энда
70% электронной техники, ввозимой в Екатеринбург, является «серой». Как утверждают эксперты «Нового Региона», «серый» товар завозится из стран третьего мира, и часто такая техника даже не предназначена для эксплуатации на территории России и СНГ.
Эксперты акцентируют внимание потребителей: сегодня «серой» техникой торгуют все: и торговые точки «системы киоск» и солидные магазины электротехники. На «серой» технике тоже работают все. В этой связи показательно выступление в Госдуме главы Федеральной таможенной службы РФ Александра Жерихова, который, указывая на огромные мониторы, установленные в зале, отметил, что «официально эта техника в Россию не завозилась».
Точно такая же ситуация наблюдается в Свердловской области. По словам руководителя отдела поставок ЗАО «Компания «Парад» (г. Екатеринбург) Алексея Барсукова, чиновники свердловского областного правительства и депутаты облдумы активно пользуются ноутбуками компании SONY. Между тем, официально их можно продавать в России только с начала 2005 года. Это на 100% «серая» техника, наверняка закупленная в солидных торговых центрах, говорит Алексей Барсуков.
Как следует из истории, приведенной ниже, в Екатеринбурге «серой» электроникой торгует даже такая уважаемая и раскрученная компьютерная торговая сеть, как «Белый ветер». Специалистам долгое время она была известна как «компания с высокими ценами, гарантирующими не менее высокое качество». Как выяснилось, насчет последнего эксперты категорически заблуждались.
История, в которой фигурирует компьютерная компания «Белый ветер» и бренд уважаемого производителя электронной техники, началась полтора года назад. В январе 2004 года молодой екатеринбургский предприниматель Илья Джмухадзе приобрел в салоне «Белый ветер – Екатеринбург», что на улице 8-е Марта, жидкокристаллический монитор «Sony» SDM-S81R. По тем временам этот модный монитор 18 дюймов по диагонали стоил 24 тысячи рублей. Через год и два месяца монитор сгорел – выключился и отказался работать. Когда его хозяин начал поиски гарантийного талона, выяснилось, что гарантия кончилась два месяца назад, поскольку дана была всего лишь на год, а не на три, как полагалось для такой солидной техники и такой солидной фирмы ее продававшей.
5 марта 2005 года сгоревший монитор был доставлен в авторизованный сервисный центр «Sony – Парад» на улице Куйбышева. Там подтвердили, что гарантия на эти мониторы должна быть 3 года, а над гарантийным талоном от души посмеялись и заявили, что подобные гарантии фирмой «Sony» вообще не рассматриваются. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что и гарантия-то была составлена некорректно: данные компьютерного монитора внесли в бланк, предназначенный для фотоаппарата (!).
Покупателю с этим сомнительным документом в руках пришлось возвращаться к продавцу, чтобы он заменил талон.
В «Белом ветре» администратор магазина, фамилию которого Илья Джмухадзе, к сожалению, не помнит, очень удивилась, что выданный гарантийный талон на монитор оказался гарантией для фотоаппарата. Она выписала новый «гарантийник», который тоже оказался нестандартным. Только с третьего раза менеджерам компьютерного центра удалось правильно оформить документ на нужном бланке. Владелец бракованного монитора вновь обратился в сервис-центр «Sony» на Куйбышева, где ему выдали заключение о невозможности какого бы то ни было ремонта техники и необходимости его замены через продавца. Монитор оказался «серым»: это подтвердила проверка его серийного номера, – в Россию он официально не ввозился. Кто, когда и как доставил его в «Белый ветер», не побрезговавший такой «серостью», так и останется загадкой. Потому-то и возникли трудности с бланками гарантий у продавца.
14 апреля текущего года покупатель Илья Джмухадзе вновь обратился в компанию «Белый ветер» с просьбой заменить монитор на основании заключения сервисного центра. Там монитор взяли в ремонт, но поменять не подлежащий ремонту товар отказались, мотивировав тем, что нужно время (около недели!), чтобы решить вопрос с заменой.
Через неделю вновь сообщили, что поставщик «серого» товара «Белого ветра» отказался менять монитор и попросил отправить его в Москву для ремонта. На этом история заканчивается. Как признается пострадавший покупатель, после этого он монитора больше не видел – ни своего сгоревшего, ни адекватной замены. Куда направлен неисправный товар – неизвестно. На тревожные запросы о судьбе оплаченной и оплаканной техники в сервис-центре «Белого ветра» не отвечают.
Получить комментарии руководителей «Белого ветра» по факту торговли «серой» техникой, корреспонденту «Нового Региона» сегодня не удалось. Между тем, опрошенные эксперты «Нового Региона» сошлись во мнении: если проштрафившийся компьютерный центр не изменит свою политику, в ближайшее время компании придется изменить название на более адекватное, например, «Серый ветер».
Правдивую историю без хеппи-энда «Новый Регион» попросил прокомментировать руководителей компьютерных компаний и сервисных центров Екатеринбурга:
Директор сервисного центра мониторов «Sony» Олег Воронов:
Конкретно пересказанный случай я не помню. Таких историй на моей памяти 2-3. Действительно, «серые» мониторы – это огромная проблема на нашем рынке: гарантийному обслуживанию они не подлежат, запчасти к ним не поставляются... Их нужно сразу менять, а лучше даже и не приобретать».
Руководитель отдела поставок ЗАО «Компания «Парад» (г. Екатеринбург) Алексей Барсуков:
Ни для кого не секрет, что существуют «белые» и «черные» каналы поставок оргтехники. По «белому» каналу продукция поступает непосредственно от завода-производителя к официальным дистрибьюторам. По «черному» – независимые компании приобретают продукцию у того же завода, но на свободном рынке. Однако эта продукция может быть «серой» только потому, что не предназначена для продажи на территории Российской Федерации. Зачастую в «серую» продукцию, которую отправляют в Россию, не вкладывают гарантийные талоны, чтобы как-то защититься от контролирующих органов. Талоны передают отдельно, а затем непосредственно перед продажей они вкладываются в изделия. «Серую» продукцию можно отличить по талону не на русском языке и отсутствию голографических наклеек. Как правило, ввозят «серые» мониторы, принтеры, сканеры, комплектующие товары…
Директор компании «Неомир» (попросил его ФИО не указывать):
В Свердловской области продается очень много «серой» оргтехники. Этот товар дешевле, и его выгоднее продавать. Вместе с тем таможенные схемы обходить очень легко для провоза «серой» продукцию в Россию. Работоспособность такого товара ничем не отличается от сертифицированного. Единственная проблема – гарантийное обслуживание, бесплатно никто чинить «серую» поломанную оргтехнику, которая находится на гарантии, не будет. А это очень серьезная проблема.
Специалист сервисного центра ООО «АСМ-Электроника» Любовь Леснова:
Когда некрупная и неизвестная компания предлагает демпинговые цены на оргтехнику, эта продукция «серая». Сертифицированные товары не могут быть дешевыми, тратятся большие средства на их провоз в Россию – растаможивание, оплата пошлин и налогов. Наше население безграмотно, люди покупают продукцию без гарантийных талонов, а когда она ломается – обращаются в сервисные центры. Мы «серую» продукцию ремонтировать категорически отказываемся.
Екатеринбург, Арина Морокова
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».