Урал: американские дипломаты и ученые посетили музей известного российского летчика-аса
Американские исследователи в области аэронавтики пополнили свои знания о советских летчиках-асах. Накануне малую родину дважды Героя Советского Союза, генерал-майора Григория Речкалова – поселок Зайково Ирбитского района, посетила представительная делегация – генконсул США в Екатеринбурге Тим Сэндаски и доктор наук, сотрудник Национального музея авиации и космонавтики США – Вон Хардести. Гости побывали в местном музее Речкалова, а также узнали, что тот поставил абсолютный рекорд по уничтожению немецких самолетов на американском истребителе P-39 Airacobra.
Как передает корреспондент «Нового Региона», Тим Сэндаски и Вон Хардести передали в дар местному музею Григория Речкалова и советско-американской военной дружбы новые экспонаты – Хардести привез из Америки фотоснимки «Аэрокобры», сделанные на заводе-изготовителе Bell в годы войны, а Тим Сэндаски передал директору музея Елене Елизовой американский плакат военной поры с изображением этого истребителя и надписью: «Яд для врага». Отметим, что приезд Тима Сэндаски в Зайково не был простой случайностью – два года назад генконсульство США в Екатеринбурге поддержало создание здесь речкаловского музея, что не могло не придать статуса новому учреждению. Однако найти время и осмотреть экспозицию удалось только сейчас.
Дипломата сопровождал доктор наук Вон Хардести, который в США считается признанным специалистом советской авиации периода Великой Отечественной Войны – этому вопросу, в частности, посвящено одно из его изданий под названием «Красный Феникс». Вместе с тем, для Хардести оказалось неожиданностью, что свердловчанин Григорий Речкалов одержал на американском истребителе наибольшее число воздушных побед, чем кто-либо в мире. Если личный боевой счет дважды Героя Советского союза составляет 61 лично сбитый немецкий самолет и еще четыре в группе, то пятьдесят вражеских машин он уничтожил именно на американской «Кобре». Кроме того, авиачасти, в которой воевал Речкалов с первых дней войны, принадлежит разработка уникальной тактики использования «Кобр» на советско-германском фронте. Как передает корреспондент «Нового Региона», несмотря на многие преимущества по сравнению с советскими самолетами – отличную радиосвязь и мощное вооружение, у этого истребителя были и недостатки – их пришлось устранять на местах и адаптировать под потребности и боевые задачи советских летчиков.
Во время посещения памятного бюста Григория Речкалова, члены делегации также узнали, что в Москве и на Среднем Урале одновременно началась работа по созданию фонда этого известного российского летчика. В задачи общественного объединения будет входить исследовательская работа, в частности, написание биографии Григория Речкалова, а также поставлен вопрос о возведении на Урале полноценного памятника герою. Добавим, что и Тим Сэндаски и Вон Хардести с удовлетворением отметили, что стремление россиян к увековечиванию памяти о Великой войне, а также военном сотрудничестве двух стран – России и США – продвинулось довольно далеко и пожелали удачи в этой работе. При этом Вон Хардести отметил, что Национальный музей авиации и космонавтики США в настоящее время работает над созданием специальной постоянной экспозиции, посвященной боевой авиации СССР – одной из ее главных «жемчужин» станет восстановленный советский штурмовик Ил-2.
Зайково, Свердловская область, Александр Родионов
© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».