Новые правила Росавиации не облегчили «частникам» полеты над Екатеринбургом Зато соответствуют нормам Международной организации гражданской авиации
Российские частные пилоты, наконец, дожили до уведомительных полетов. Подняться в небо без разрешения диспетчеров хозяевам частных самолетов разрешили с 1 ноября этого года. Это значит, что они стали почти независимыми в выборе маршрута своего полета. Впрочем, такая свобода будет не безгранична – нельзя забывать о коммерческих лайнерах и пассажирах, чья безопасность ставится превыше всего. Выяснилось также, что почти не изменился порядок полетов над Екатеринбургом – личное разрешение на их совершение по-прежнему будет давать глава горадминистрации. Подробности о нюансах уведомительных полетов читайте в материале «Нового Региона».
Кого касается уведомительный порядок полетов
Речь в новых требованиях Росавиации идет не только о частной авиации – новый порядок установлен для всех, включая государственную авиацию, экспериментальную и гражданскую, в состав которой входит и коммерческая. «Новый порядок установлен для упрощения процедур согласования полетов всей без исключения авиации, а не только частной», – говорит начальник зонального центра «Аэронавигации Урала» Сергей Левченко. Что касается частной авиации, то если взять объем выполняемых полетов в Свердловской области, то это получится менее 1%. «В нашей зоне ответственности ежедневно выполняется порядка 2-2,5 тыс. полетов, из них на долю частной авиации приходится не более десятка-полутора», – приводят пример диспетчера.
До 1 ноября этого года воздушное пространство РФ было закрытым – для того, чтобы выполнить полет или просто оторваться от земли, надо было получить разрешение. Пилоты должны были подать в зональный центр «Аэронавигации Урала» план, там его рассматривали, а затем разрешали или запрещали вылет. Новые правила устанавливают зоны и районы, где в обязательном случае надо получать разрешение на вылет.
«Там, где такие зоны не установлены, действует уведомительный порядок – план можно не подавать, радиосвязь с землей не вести. В общем, пилот принял решение и полетел», – объясняет Сергей Левченко. В таких «свободных» зонах действует ограничение по высоте полета – она не должна превышать 1,5 тысяч метров. По словам экспертов, это будет вполне достаточно для вертолетов Ми-8 или самолетов Ан-2, которые выполняют специальные виды задач, связанные с охраной правопорядка, тушением пожаров и т.п. «Пилотам частных самолетов этой высоты тоже вполне достаточно», – уверены в «Аэронавигации Урала».
Зачем нужны новые ограничения?
Ограничения полетов по высоте введены не просто так, поясняют специалисты. В данном случае преследуются две цели – во-первых, для безопасности самих владельцев частных самолетов. По этой причине запрещены полеты над военными учебными центрами, карьерами, где могут проводиться взрывные работы, а также местами, где могут проводиться пуски ракет или упасть их обломки. Вторая часть ограничений связана с безопасностью пилотов и пассажиров коммерческой авиации. «Пилоты-частники летают визуально – летят, куда смотрят. Если взять аэропорт «Кольцово», то оттуда осуществляются регулярные и чартерные рейсы, на борту лайнеров находится по 300 человек, экипажи управляют по приборам», – говорит Левченко. Чтобы обезопасить их от «частников», в районах больших аэропортов и установлены ограничения на полеты.
Можно ли свободно летать над Екатеринбургом?
Что касается Екатеринбурга, то полеты без получения предварительного разрешения диспетчерской службы будут запрещены в радиусе 50 километров от аэропорта «Кольцово». «В этом случае частник все-таки должен получать у нас разрешение. За пределами этого радиуса – пожалуйста, лети», – указывает Левченко. Если пилот считает необходимым, например, предвидит, что может сложиться аварийная ситуация и ему потребуется помощь, тогда он может уведомить зональный центр «Аэронавигации Урала» о своем маршруте. В этом случае его полет диспетчеры по мере возможностей обещают отслеживать и в случае ЧП выслать оперативную помощь, например, отправить вертолет со спасателями. «Если же человек считает, что ему контроль не нужен, он может план не давать, взлететь, связь с органами УВД не держать. Но если что-то произойдет, мы его искать не будем», – говорит Сергей Левченко.
У тех, кто планирует летать над Екатеринбургом, обязательно должно быть разрешение и исправная радиостанция. «Такой пилот должен выйти на связь с диспетчером и получить разрешение на вылет по маршруту, – подчеркивает Сергей Левченко. – Разрешение на полеты над уральской столицей будет давать горадминистрация. Ответственность на себя берет глава города – ему решать, надо ему это или не надо». Сам он уверен, что на вертолетах вполне спокойно можно было летать и до принятия новых правил – по сути, в 50-километровой зоне Екатеринбурга ничего не изменилось – требования идентичны тем, что были до 1 ноября этого года.
Оценка новых правил авиаспециалистами
«Сложности начали проявляться с первого дня работы уведомительного порядка – с 1 ноября. Связано это не только с технической составляющей, а главным образом, с психологией диспетчеров и пилотов. Первые привыкли, что им подчиняются, вторые, что надо получить разрешение на вылет. На мой взгляд, самая главная задача – изменение психологии летного и диспетчерского состава – если раньше отвечали друг за друга, то теперь – за себя», – говорят в «Аэронавигации Урала».
Изданные в России документы полностью соответствуют международной практике и рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ICAO). «Другой вопрос, насколько российские пилоты готовы к новым порядкам? Но это уже покажет жизнь», – рассуждают в «Аэронавигации Урала». По данным ведомства, на Среднем Урале официально зарегистрированы порядка 200 частных самолетов, из которых при старой системе на законных основаниях летала половина. За прошедшие два дня счет пока идет на единицы вылетов. «О каких-то тенденциях можно будет говорить только недели через три – два дня это очень маленький срок», – уверен Сергей Левченко.
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».