AMP18+

Екатеринбург

/

«Вагонная» реформа ОАО «РЖД» приобрела неуправляемый характер Региональные промышленники взывают к политической воле первых лиц

«Российские железные дороги» сняли с себя ответственность за срывы грузовых перевозок. Как передает корреспондент «Нового Региона», монополия избавилась от последней партии грузовых вагонов – отныне они принадлежат частным операторам. Это привело к критической ситуации в регионах: промышленность и бизнес терпят колоссальные убытки из-за невозможности отправить грузы. Адресованные железнодорожным властям призывы о помощи не помогают: там говорят, что своих вагонов не имеют и создают конкуренцию.

«Российские железные дороги» распродали частным операторам последние остатки своего вагонного парка. Как отчиталась пресс-служба компании, за последнюю партию в 10 тыс. полувагонов монополия выручила 5 млрд. рублей. В торгах приняли участие восемь заявителей, победителем признали ЗАО «НефтеТрансСервис», которое предложило наибольшую цену за товар. Следует отметить, что это был четвертый и последний открытый аукцион по продаже полувагонов РЖД. По итогам всех торгов от продажи полувагонов компания выручила порядка 12 млрд. рублей. Таким образом, госкомпания отныне официально не отвечает за перевозку грузов и формирование тарифов – этот функционал отдан на откуп аффилированным с РЖД частным операторам, передает корреспондент «Нового Региона».

Между тем, такое положение дел в отраслевых промышленных союзах Свердловской области иначе как «бардаком» назвать не могут. «Это полный абзац. Раньше все было предельно просто – за перевозки и формирование тарифов отвечало РЖД – с них и был спрос. За загрузку и транспортировку грузов также отвечала компания. Теперь спрашивать не с кого – они продали все свои вагоны», – эмоционально рассказал представитель Уральского союза лесопромышленников, попросив не называть его имени. По сути, политика РЖД парализовала грузоперевозки на Среднем Урале, указывают промышленники. «Что выгодно, а что не выгодно возить, теперь решают сотни частных компаний. Они же устанавливают собственные тарифы на транспортировку», – возмущены предприниматели.

По словам собеседников «Нового Региона», в последнее время тарифы на перевозку грузов по железной дороге стали расти как на дрожжах. «Закупившие вагоны частники стали закладывать в них инвестиционную надбавку. Т.е. окупать свои расходы и ремонтировать вагоны они намерены за наш счет», – негодуют в Уральском союзе лесопромышленников. Фактически тариф на транспортировку в один конец достиг половины стоимости всего груза, притом, что свободных вагонов нет. «Частные операторы просят за подачу одного вагона 40 тыс. рублей. А в зимний период в сутки нам надо грузить порядка 200 вагонов – вы представляете, какие это расходы?!» – задает вопрос собеседник агентства. Впрочем, зачастую платить приходится больше – это «откаты», которые берут владельцы за поставку вагонов грузоотправителям. «Скажем, если мы платим за один грузовой вагон на 15 тысяч рублей больше, чем следует – они поставляются под загрузку очень быстро», – откровенничают лесопромышленники.

По их словам, сначала решить проблему пытались с помощью начальника СвЖД Владимира Супруна: «Но он нам отвечал – у дороги вагонов нет, а распоряжаться чужими вагонами они не могут. Это настоящий бардак». На этот счет в Уральском союзе говорят, что Свердловская магистраль все-таки управляет «чужими» вагонами. «Иначе быть не может – у каждой дороги есть такой показатель, как грузооборот – именно они на него влияют. За движение тоже отвечают они. Ведь частников не одна-две компании, кроме них еще сотни операторов – все это надо контролировать. Это настоящее «кормление», – заключают в отраслевом союзе.

Решить проблему вначале пытались через главу российского кабмина Владимира Путина, к которому обратились с официальным письмом, но и тогда ситуация не изменилась. «Мы писали Путину, проводили совещания у Швиндта (Владимир Швиндт, министр транспорта Свердловской области), Шавзиса (Сергей Шавзис, замминистра транспорта СО), Петрова (Александр Петров, министр промышленности СО) и у премьер-министра области Анатолия Гредина – практически никаких результатов это не дало. Всех нас призвали к конструктивному диалогу, но это ничего не изменило», – говорит собеседник агентства. Одно из последних совещаний на тему периодически срываемых перевозок и дефицита вагонов прошло в свердловском правительстве 27 октября. «Были собраны все грузоотправители и операторы. ПГК вновь заявила, что не возит лес, а ВГК пока не оформилась. Что делать дальше – непонятно. Мы несем крупные убытки, надо платить налоги и зарплату. Где все это взять, если мы ничего не грузим?» – задаются вопросом коммерсанты.

Оценивая сложившееся положение дел, участники отраслевых рынков уверены: изменить положение теперь можно только политической волей руководителей разного уровня. По их мнению, реформа РЖД стала приобретать неуправляемый характер и в ситуацию должно вмешаться государство. «Следует понимать, что создать рынок вагонов на одной сети – это чудовищное заблуждение.

Тем временем на СвЖД продолжают уверять, что никаких проблем с транспортировкой грузов и вагонами у них нет. «Свердловская железная дорога работает в штатном режиме, перевозка грузов осуществляется согласно согласованным заявкам», – заявила агентству начальник отдела по работе со СМИ СвЖД Оксана Буторова. Там указывают, что в соответствии с реформой железнодорожного транспорта РФ (утверждена правительством РФ, прим. НР), вагоны инвентарного парка передаются оператором вагонного парка «для создания конкуренции на железных дорогах». «Поэтому в ведении ОАО «РЖД» останутся вагоны необходимые лишь для обеспечения технических перевозок компании», – резюмирует г-жа Буторова.

Ссылка по теме:

СвЖД прекратила перевозку грузов/Железнодорожники утверждают, что выполнили план и больше ничего не повезут >>>

Москва, Екатеринбург, Александр Родионов

© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Москва, Урал, Центр России, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,