Тема «среднего класса» в России потеряла актуальность Но Урал не утратил надежды обнаружить в его рядах 70% населения
Свердловские власти пересмотрели стратегию социально-экономического развития региона до 2020 года. После кризиса отдельные части программы стали «приземленней», указывает корреспондент «Нового Региона». Впрочем, даже посткризисная редакция гласит, что через десять лет на Среднем Урале будет проживать 70% среднего класса. Это тем удивительней, что в кризис россияне перестали идентифицировать себя с midlle-class, не говоря о чиновниках, из лексикона которых словосочетание исчезло. Все объяснили политологи: мифологический термин «средний класс» пока перестал быть удобен российским политикам.
Накануне Минэкономики Свердловской области разместило на своем интернет-сайте «актуализированный вариант» региональной концепции социально-экономического развития до 2020 года. Напомним, документ был принят в самый канун кризиса – летом 2008 года и уже тогда (хотя кризис Россию на тот момент не затронул) вызвал вопросы завышенными прогнозными показателями. К примеру, за 12 лет производительность труда на Среднем Урале предлагалось поднять в четыре раза, а уровень среднего класса довести до 70% (!). Более того, ежемесячный доход уральских семей midlle–class к тому времени должен был составлять никак не меньше 150 тыс. рублей. Очевидно, что два этих показателя большинство представителей СМИ сочли едва ли не фантастическими. Тем не менее, летом 2008 года эти и другие прогнозы особых вопросов у членов кабмина и представителей региональной ячейки «Единой России» (для них была организована отдельная презентация продукта Минэкономики, прим. НР) не вызвали и в августе документ был успешно утвержден правительственным постановлением.
Затем наступил кризис, во время которого объемы промышленного производства в Свердловской области сократились на 30% по сравнению с 2008 годом, а финансовое положение предприятий реального сектора серьезно ухудшилось. Казалось бы – в таких условиях оставить прежние прогнозные показатели стратегии 2020 было нереально. Вместе с тем, как сообщил в минувший вторник «Новому Региону» и.о. первого замминистра экономики Анатолий Оглоблин, прогнозный параметр величины среднего класса на уровне 70% не пересматривался. Более того, Анатолий Александрович до сих пор считает его вполне достижимым. Конечно, при том условии, что всех остальных показателей концепции также удастся достичь через 10 лет. «Но мы практически ничего в концепции не меняли, базовые параметры остались прежними», – подчеркнул г-н Оглоблин.
Судя по обновленной редакции «стратегии 2020», увеличения прослойки midlle-class в Свердловской области попытаются добиться одним из трех способов. Традиционно подобные прогнозы строятся на трех подходах – пессимистическом, умеренном и оптимистическом, отмечает корреспондент «Нового Региона». В настоящее время нновационно-оптимистичный сценарий концепции предполагает формирование устойчивого среднего класса на уровне не ниже 70% от всей численности населения региона. Более скромные задачи у индустриально-модернизационного подхода – зарплата в 51 тыс. рублей и 65-70% представителей среднего класса среди населения области. При этом самым «приземленным» к действительной жизни представляется стабилизационно-инерционный сценарий: через 10 лет зарплата не поднимется выше 42,4 тыс. рублей, а число представителей среднего класса составит не более 50-55%. Однако поверить, что половина свердловчан станет к 2020 году средним классом, можно лишь при очень большом желании или развитом чувстве воображения.
Приведенные данные тем любопытней, что за два года экономического кризиса россияне практически отучились самоидентифицировать себя с прослойкой «среднего класса». И в самом деле – трудно этого требовать от «офисного планктона», приучившегося к мысли, что завтра он может остаться без работы с непогашенным банковским кредитом и дорожающей гречневой крупой. Параллельно незаметным образом выражение средний класс выветрилось из лексикона федеральных и региональных чиновников. Если прежде казалось, что чиновники пытаются выдать устремления к достижению статуса представителя среднего класса за аналог новой национальной идеи, то теперь отказались от этого. Но не потому, что разуверились в успехе, а потому что поняли, что в пока еще не излечившейся от кризиса стране такой подход выглядит в лучшем случае малоубедительно, в худшем – бессовестно. Перестали «размахивать» им как флагом и политики. Как отмечает корреспондент «Нового Региона», в своем третьем послании Федеральному Собранию президент Дмитрий Медведев ни разу не употребил словосочетания «средний класс».
В свою очередь глава Уральской гильдии политконсультантов Константин Киселев замечает, что термин «средний класс» активно использовался во всех сегментах политического класса: политиками, чиновниками, экспертами, комментаторами и журналистами – и служил определенным задачам. «Создается впечатление, что смысл понятия абсолютно очевиден всем и по этому поводу в науке и практике достигнуто согласие, – пишет эксперт в статье «Миф о среднем классе: основания конструирования и политические функции» (полный текст статьи можно прочесть здесь). По словам политолога, уже только одна активная эксплуатация в контексте политики позволяет заподозрить понятие «средний класс» в мифологичности. Также Киселев обращает внимание на тот факт, что зачастую миф о среднем классе становится критерием успешности проводимой властью политики – манипуляция этим термином характерна для любого режима, и уж тем более авторитарного, патерналистского.
Ссылка по теме:
Обнаружить некий более или менее единый средний класс в современной России невозможно >>>
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».