Свердловский премьер-министр Анатолий Гредин: Будем поддерживать инновационные проекты, а не производителей «доисторической» продукции» Интервью РИА «Новый Регион»
Прошел год с начала работы правительства Анатолия Гредина. В ближайшие дни работе каждого из свердловских министерств будет дана оценка – чиновники ждут ее с тревогой и трепетом, журналисты и общественность – с интересом. Предваряя эти события, «Новый Регион» повстречался с главой областного кабмина Анатолием Грединым. В ходе разговора тот намекнул на «слабые звенья» в рядах подчиненных, поведал о суммах, запланированных на строительство метро, о ряде инициатив и многом другом, не менее интересном.
– Анатолий Леонидович, прошел год с начала работы правительства, которое Вы возглавляете. В ближайшие дни неизбежно будут задаваться вопросы про министерские KPI – показатели эффективности. Кроме этого, какие личные качества Вы считаете необходимыми для министров. Кто соответствует им, а кто не очень?
– Первое качество – взаимоотношения с людьми, работа с муниципалитетами. Второй важный показатель рейтинга – неконфликтность. Третий момент – человек должен быстро воспринимать поставленные задачи. И, конечно же, министры должны быть исполнительными – ведь по самым разным направлениям идет очень много поручений. Последний пример – глава областного минобразования Сергей Черепанов должен был поставить в детдом Первоуральска автобус. Отчитался, что все поставлено. А когда это дело начал проверять аппарат полномочного представителя президента в УрФО, оказалось, что автобуса нет. Вот такими действиями чиновники подставляют своих руководителей. Если ты не сделал что-то, не получилось у тебя, так приди и скажи… Зачем обманывать? Вот с такими людьми тяжело работать, когда кого-то постоянно надо контролировать по исполнительской дисциплине – и это очень плохо.
– На днях в областном правительстве обсуждались меры господдержки уральских моногородов. Средства, в основном пошли на развитие инфраструктуры – ЖКХ и дорог, а не в новые производства…
– Согласно стратегии губернатора Александра Мишарина, мы вкладываем бюджетные средства в развитие инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, благодаря этому создаем условия для инвесторов, которым не надо будет строить дороги к новым производственным площадкам, заниматься электроэнергий и коммунальными вопросами. Так, реализация программы по развитию моногородов позволило обновить жилищно-коммунальное хозяйство Нижнего Тагила, что значительно ускорит создание там «химического кластера».
– Промышленники жалуются, что на развитие производства трудно получить деньги. Глава областного министерства промышленности и науки Александр Петров провел совещание с банкирами, где речь шла о кредитовании реального сектора, и намекнул, что промпредприятия могут начать занимать деньги у иностранных банков. Что Вы думаете на этот счет?
– Тот, кто сегодня хочет кредитоваться, тот кредитуется. Банковские ставки сейчас снижаются, хотя мы помним, что они были высокими – 25%. Сегодня ставки достаточно разумные, можно сказать, что они уже находятся на уровне 2008 года.
Западные банки тоже дают кредиты, но там сложнее все оформлять. Процент там ниже, чем у наших, но там проблема в другом. Эти банки связывают кредиты поставкой продукции своей страны. Допустим, зарубежный банк выдает кредиты под 4%, но 60% продукции приходится покупать в его стране. А нужно ли это нашим предприятиям? Нет, не нужно. Поэтому такие кредиты вроде и «лакомые», но в тоже время не очень.
Наши банки сегодня готовы кредитовать, просто многие наши промышленники уже и так закредитованы. Могу привести пример – идет предприятие за кредитом, а в залог ему внести нечего – все уже заложено. Например, так происходит с сельхозпроизводителями. Для поддержки сельхозпроизводителей, пострадавших от засухи этим летом, мы договорились с Россельхозбанком и рядом других кредитных учреждений о пролонгации кредитов, поддержали отрасль.
– А как насчет расширения правительственных гарантий, о чем просят банкиры?
В этом году в бюджете у нас было заложено более 7 млрд. рублей госгарантий. Они, в частности, предоставлены под строительство «Центрального стадиона», района «Академический». Мы понимаем, что у этих проектов есть перспективы.
– Какова сейчас ситуация с «малым» строительством? Год назад ведь было принято постановление о раздаче бесплатной земли льготникам под жилую застройку, что сейчас происходит?
– С этим вопросом не все так просто. Он связан с кадастром и межеванием, а также количеством земли под раздачу. Сегодня у нас очень много желающих получить землю в Екатеринбурге и городах-спутниках. У городов нет такой возможности. Кроме того, муниципалитеты сегодня пополняют доходы бюджетов за счет земли. Они разыгрывают участки на аукционах и продают под застройку, а деньги идут в казну. Когда же человек приходит за бесплатной землей, поступлений в казну уже не будет. Поэтому муниципалы противятся выдаче земли. Но мы найдем способ, чтобы ситуацию переломить, в том числе, введением коттеджных поселков по типу проекта поселка «Медный» или проекта в Верхней Пышме. Ну и еще, конечно, хотелось бы, чтобы процесс застройки бесплатной земли не был бесконтрольным – ведь один человек может построить дом в четыре этажа, а другой – сарай...
– На своем последнем заседании правительство одобрило введение госрегулирования на пригородные пассажирские и багажные перевозки железнодорожным транспортом. Не планируете ли вы распространить подобные меры на другие сферы транспорта, а может даже и торговли? Насколько это реально?
– По грузовым перевозкам тарифы регулируются Федеральной службой по тарифам. По пассажирским перевозкам дальнего следования тоже. Почему же пригородные перевозки отдают субъектам? Потому что все они осуществляются внутри региона, и там же должны регулироваться. Но мы не можем допустить роста тарифов – нам население тогда скажет, вы что делаете?! Скажем, ездили за сто рублей, а будет триста – кто такое потянет? А у Свердловской пригородной компании по такой методике получаются выпадающие доходы. Эту разницу обязан компенсировать тот, кто регулирует тарифы – а это регион. Мы приняли постановление по регуляции, и этим займется РЭК. Но в этой ситуации мы будем жестко следить за расходной базой, которую нам будет представлять СПК. И хотя мы и впредь будем заниматься оптимизацией сети, это не значит, что количество поездов будет резко сокращаться. На социально-важных направлениях они будут обязательно ходить.
«Вечный» вопрос – про метро. Будем ли мы получать федеральные деньги на новые станции? Например, сенатор Чернецкий недавно сказал, что таких денег не будет.
– Федеральные средства будут очень и очень незначительными. Поэтому в первую очередь придется рассчитывать на региональные и муниципальные деньги. В будущем году по поручению губернатора Александра Мишарина областное правительство выделило 2 млрд. рублей – и город за счет наших гарантий столько же. В будущем году две станции закончим. Но удовольствие это дорогое – в ценах 2008 года 1 километр пути стоит 3 млрд. рублей.
– Что сделано в нашем регионе для поддержки бизнеса, создания новых производств, привлечения современных технологий? Какие перспективы в этом направлении?
– С бизнесом, действительно, нужно серьезно работать, развивать инфраструктуру, помогать решать земельные вопросы. Несколько лет назад фирма IBB планировала построить завод в Екатеринбурге, но когда узнала стоимость земли, ушла в Татарстан. Был такой пример – Петров (председатель совета директоров холдинга «Медсинтез» Александр Петров – прим. НР) решил строить диализные центры по области, пришел в Красноуфимск. А ему мэр Александр Стахеев говорит: кроме центра, построй еще несколько километров сетей, заплати за землю. Когда Петров посчитал, у него все вспомогательные работы по цене вышли в два раза дороже, чем сам диализный центр. Мотивация исчезла, и он пошел к соседу Стахеева – Юрию Ведерникову в Ачит. Тот ему дал землю – и где сейчас диализный центр строится? В Ачите.
Для привлечения инвесторов у нас были разработаны поправки в областное налоговое законодательство по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. Основная цель – экономическое стимулирование модернизации и расширения действующих и создания новых производств, создание стимулов для развития на территории области крупных логистических и транспортных центров. В частности, налоговые преференции предполагают полное освобождение от уплаты налога на прибыль организаций на 5 лет для вновь созданных организаций, уменьшение налога на имущество организаций на сумму налога, исчисленного по вновь введенным или модернизированным основным средствам – зданиям, оборудованию. После окончания льготного периода дополнительные доходы областного бюджета значительно вырастут. Уже на начальном этапе реализации новых инвестиционных проектов будут созданы новые рабочие места, а в бюджет области дополнительно поступит налог на доходы физических лиц. Благодаря этим нововведениям, льготы могут получить и ПНТЗ, и НТМК, КУМЗ, «Уралмашзавод» – все те предприятия и компании, которые строят новые комплексы, вводят в строй современное оборудование.
Кроме того, у нас создана «Корпорация развития Среднего Урала». Сейчас ее надо «наполнять» конкретным содержанием, проектами. Один из них – строительство одного из крупнейших в России выставочных комплексов «Екатеринбург-Экспо».
– Скажите, идет ли у нас в регионе формирование кардинально новых секторов экономики? Могут ли они конкурировать, скажем, с той же металлургией в плане налоговых платежей и обеспечения бюджетных доходов?
– На последнем заседании президиума областного правительства, которое провел губернатор Александр Мишарин, мы рассматривали проект фармацевтического кластера. Как раз под такие проекты надо давать госгарантии – в нем будут работать действительно инновационные предприятия. Этот кластер может выйти на одно из передовых мест по валовому производству продукции. Сейчас составляется бизнес-концепция этого проекта, которая предусматривает выход на 100 млрд. рублей ежегодной выручки – это значительная сумма, у нас мало таких промышленных комплексов.
Далее машиностроение, о его развитии говорил в своих посланиях губернатор Александр Мишарин. У нас создан современный «интеллектуальный» электровоз, будем совместно с компанией «Сименс» разворачивать производство электропоездов. В металлургии, которую постепенно будут «теснить» машиностроение, химическая промышленность, фармацевтика, необходимо тоже переходить от выпуска заготовок к продукции с высокой добавленной стоимостью. «Доисторическую» продукцию, созданную на устаревшем оборудовании, не будут покупать ни частники, ни государство.
Новыми законами о налоговых льготах мы и пытаемся подтолкнуть собственников к инновациям, формированию новых «точек роста». Одна из них – «Титановая долина» в Верхней Салде. Уже более шестидесяти резидентов готовы прийти туда и создавать современные технологии, развивать производство уникальных изделий из титана.
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».