AMP18+

Екатеринбург

/

Идея мэрии о создании в Екатеринбурге «магазина будущего» может оказаться утопией

В Екатеринбурге планируется открыть единственный в России «Магазин будущего» Его общая площадь составит 4,2 тыс. квадратных метров, в том числе 2,8 тыс. – площадь торгового зала. Месторасположение нового магазина пока неизвестно, однако уже точно ясно, что проблем с землеотводом не возникнет. Проект взял под свое шефство вице-мэр по товарному рынку Виктор Контеев.

Как он рассказал «Новому Региону», идея открытия «магазина будущего» возникла после того, как делегация властей и предпринимателей Екатеринбурга посетила немецкий город Кельн, где такой магазин уже работает. Чиновники поставили перед коммерсантами серьезную задачу – создать такой же уникальный для России торговый объект и в среднеуральской столице.

На первый взгляд, то, что из себя будет представлять «магазин будущего» кажется фантастичным. Тем не менее, как утверждают поставщики торгового оборудования, большинство технологий уже давно реализуются в западных торговых сетях и их внедрение на российском рынке – лишь дело времени.

Итак, при входе в магазин каждого человека будет встречать электронное табло, которое приветствует клиента, к примеру, говорит: «Здравствуйте, Иван Иванович». Табло покажет покупателю список покупок, которые он сделал при предыдущем посещении, а также пост самых выгодных предложений – товаров, которые в данное время продаются со скидками. Кроме того, на табло высветится карта – кратчайший путь покупателя к необходимому товару.

На каждой торговой тележке будет установлен миниатюрный компьютер, оборудованный сенсорным дисплеем со встроенным сканером. Последний дает покупателям возможность самостоятельно сканировать свои покупки, чтобы быстрее оплатить их на кассе. Информация о покупках передается по беспроводной локальной сети на кассовый терминал. Здесь покупатели сообщают электронному кассиру номер своего PSA, затем оплачивают покупки, не вынимая их из тележки. Также через компьютер на тележке клиент может связываться с домашним «интеллектуальным» холодильником, который предоставит сведения о продуктах, которые в настоящее время в нем находятся. Поскольку система знает о предпочтениях покупателя, она может напомнить ему, например, о том, что он забыл к бутылке коньяка купить лимон.

В магазине будущего предусмотрены и развлечения для покупателя. Одно из них – звуковое оформление стеллажей с продуктами. Например, перед каждым включением системы обрызгивания овощей холодной водой раздаются раскаты грома и шум ливня. Секция, где продаются яйца, озвучена кудахтаньем, молочный отдел – мычанием, мясной – оглашает хрюканье и блеяние. Также рядом с продуктами в магазине будут расположены информационные киоски. Как только покупатель приближается к той или иной торговой стойке, запускается видеореклама продукта.

Однако эксперты сомневаются в реализации такого проекта в Екатеринбурге. Не случайно за идею создания «магазина будущего» до сих пор не взялись и в обеих столицах России.

В Екатеринбурге этот замысле созрел в 2004 году, но ни одного инвестора так и не нашлось. И неудивительно, общая стоимость проекта – более 5 млн. долларов США. Из них 1 млн. 218 тыс. 430 долларов уйдет на «начинку магазина», в том числе 890 тыс. потребуют только инновационные «фишки». Насколько окупаемым будет этот проект – сказать сложно. Авторы идеи «магазина будущего» считают, что при числе покупателей 5 тыс. человек ежедневно и рентабельности 7 процентов, курсу евро – 35, окупаемость при оптимистическом прогнозе составит 38 месяцев, при пессимистическом – 77 месяцев. Между тем, эксперты полагают, что эти цифры слишком завышены и радужны, даже в пессимистическом прогнозе.

Как рассказал «Новому Региону» директор екатеринбургского НИИ прикладной социологии и маркетинга Даниил Пивоваров, не факт, что российские покупатели отнесутся к такому магазину одобрительно. Не исключено, что напичканный электроникой и прочими «новинками» магазин вызовет у уральцев опасения. «В одном месте будет сконцентрировано много техники, непонятно безопасно ли применение этих технологий для человека. Эти вопросы могут обернуться для владельцев магазина судебными исками от покупателей и от уволенных сотрудников, которые могут утверждать, что торговый объект нанес урон их здоровью, – рассказал господин Пивоваров. – Кроме того, если в магазине не будет продавцов и кассиров, необходимо увеличивать число охранников. Однако, как показывает практика, охранники в магазинах Екатеринбурга, мало заботятся о сервисе».

Екатеринбург, Татьяна Павлова

© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,