Россиян захватила слежка друг за другом Особенно полюбили шпионить родители
Россияне все больше увлекаются слежкой друг за другом. Камерами видеонаблюдения, установленными не только в офисах, учреждениях, на улицах и дома, уже никого не удивишь. Дальше в этом направлении продвинулись мобильные операторы «большой тройки», предложившие гражданам возможность ввести номер абонента в специальную форму и отследить его местонахождение с точностью до 42 метров. Сделать это можно, правда, лишь по согласию отслеживаемого. Следующим шагом стали персональные трекеры – устройства для отслеживания перемещений объекта, скорости его движения и мест остановок. И если слежка по телефону особенно воодушевила семейные пары, то за трекеры активно ухватились родители, желающие контролировать свое чадо в любую минуту.
Конечно, неискушенного человека сфера использования трекеров может шокировать: производитель с равным энтузиазмом предлагает подвешивать устройство на ошейник собаки или на шею ребенка, а также прятать в карманы пенсионеров. Устройство позволяет наблюдать в реальном времени за перемещениями субъекта, звонить ему, а также получать SMS-сообщения о событиях, которые были установлены как важные: нажатие кнопки SOS, выход за обозначенную зону (двор, например) и так далее.
А «шпионская лихорадка» набирает обороты – россияне готовы подключать свои мобильные телефоны к системам видеонаблюдения и наблюдать за жизнью своих детей он-лайн, начиная от их пребывания в детском саду и заканчивая вечерним досугом в собственной комнате. Компании, готовые организовать подобный присмотр, уже появились в городах УрФО – Екатеринбурге, Челябинске и Тюмени. Как стало известно «Новому Региону», 14 декабря первая партия оборудования пришла в уральскую столицу и в настоящее время проходит финальную отладку. На этом фоне почти анахронизмом выглядит слежка, организованная при помощи частных детективов. Но и она до сих пор пользуется популярностью.
Специалисты-психологи по-разному относятся к новой тенденции. Так, неожиданно спокойно к «родительской слежке» отнесся главный психотерапевт Свердловской области, руководитель клиники неврозов «Сосновый Бор» Михаил Перцель. «Прежде всего, следует понять, откуда у родителей берутся подобные настроения. Это результат действия средств массовой информации, которые регулярно сообщают о преступлениях, совершенных в отношении детей. Конечно же, журналистов не стоит в этом винить – криминогенная обстановка у нас действительно сложная», – говорит собеседник агентства.
По его мнению, не стоит и осуждать родителей, которые вынуждены вести себя настороженно в отношении безопасности собственных детей, ведь факты насилия уже перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. В свою очередь, и дети в маленьком возрасте психологически нуждаются в том, чтобы родители были рядом. Им важно ощущать, что они находятся под опекой, а мама с папой в любой момент могут прийти к ним на помощь. «Системы слежения за детьми в данном случае дают двойной эффект: охрану для спокойствия родителей и ощущение защищенности – со стороны ребенка. Самой сложной задачей для родителей станет необходимость понять, что у ребенка начался период самостоятельности, ведь наличие таких систем в жизни подростка наверняка будет восприниматься как ограничение свободы», – говорит Михаил Перцель.
Что же касается слежки взрослых людей друг за другом, то здесь можно говорить о психологической незащищенности самодеятельного шпиона. «Если человек стремится проследить за своей второй половиной (мужем или женой), это говорит о присущем ему ощущении нестабильности. К сожалению, в современном мире у людей не остается психологических основ, на которые они могут опереться, и использование «шпионских» систем является классическим проявлением собственной неуверенности, стремлением компенсировать ее и получить психологическую защищенность», – добавил психотерапевт.
Некоторые психологи считают, что пристальное наблюдение за жизнью ребенка может плохо повлиять на его развитие. «Ребенок, даже дошкольного возраста, не может не ощущать постоянный контроль со стороны родителей. Это может оказать негативное влияние на его развитие, создав перекос в сторону неискренности, двойственности поведения, двуличия. Зная, что в другой комнате нет камеры, в ней ребенок будет вести себя совершенно иначе и позволять себе гораздо больше, – отметила в беседе с корреспондентом «Нового Региона» директор Центра психологической поддержки «ПИК» Людмила Полосова. – Кроме того, на мой взгляд, установка видеокамер в детских учреждениях унижает достоинство профессиональных педагогов, словно родители заранее подозревают их в плохом отношении к ребенку».
При помощи частных детективов чаще всего родители следят за детьми-подростками. Как рассказал «Новому Региону» один из детективов, представившийся Александром, в основном такая услуга становится востребованной, когда в семье происходят негативные процессы. К примеру, родители начинают подозревать своего ребенка в употреблении наркотических средств, или же когда их сын или дочь попадают в плохую компанию.
«Часто бывает, что родители начинают больше времени посвящать своей работе, бизнесу, и у них происходит разрыв в отношениях с ребенком. Занимаясь своими делами, они пускают на самотек жизнь подростка, упускают время, а потом спохватываются, что подросток стал если не неадекватен, то более молчалив», – сообщил собеседник информагентства.
По этой причине родителей больше всего интересует то, с кем проводит время их ребенок, чем занимается вне учебы и родного дома. Однако и стоимость таких работ довольно высокая. За один час своей работы детективы в Екатеринбурге просят от 800 до 2 тысяч рублей. «И это не зависит от того, сидел ребенок дома, делал уроки, или ходил по улице. Цена не меняется», – подметил Александр.
При этом частные сыщики добавляют, что наблюдением за супругами или бизнес-партнерами официально в Екатеринбурге никто не занимается. Это, как поясняют специалисты, является серьезным нарушением конституционных прав граждан. «У многих, благодаря разнообразным телесериалам, сложилось впечатление, что подобные слежки практикуются повсеместно. Это неправда. Вторжение в личную жизнь – преступление, – отметил Александр. – А тем более использование специальной техники, «жучков» и так далее. Видеокамеры без последствий могут поставить, наверное, только владельцы жилых помещений, в чьих интересах проследить за частной жизнью своего супруга или партнера».
Екатеринбург, Елена Таскина, Игнат Бакин
© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».