Являются ли российские СМИ «четвертой властью»? – опрос НР ко Дню печати
13 января отмечается как День печати в России с 1991 года. Такая дата выбрана потому, что именно 13 января 1703 года вышел в свет первый номер газеты «Ведомости». Таким образом, российской печати сегодня исполняется 308 лет. «Новый Регион» расспросил своих ньюсмейкеров, можно ли спустя эти три столетия назвать российские СМИ «четвертой властью» и насколько мы, журналисты, влияем на жизнь людей.
Заместитель главного редактора «Областной газеты», председатель Свердловского отделения Союза журналистов России Дмитрий Полянин не склонен вообще называть СМИ властью.
«Власть – это иерархия с отношениями подчинения и командования. А журналистика – это профессиональное сообщество, это общественный институт, – считает Полянин. – Но журналисты достаточно влиятельны. Если сравнить сегодняшнюю ситуацию с той, что была 10-20 лет назад. Это связано с развитием самой профессии. Мы сейчас ищем свое место в системе координат. А власти и общество обращают все больше и больше внимания на то, что пишется в СМИ».
А вот заместитель руководителя администрации свердловского губернатора Вадим Дубичев, курирующий информационную политику, с уверенностью называет СМИ «четвертой властью».
«Влияние журналистов на все процессы предельно велико. Существует реальное, профессиональное журналистское сообщество. Журналисты – не посредники в передаче информации, а участники повестки, – говорит Дубичев. – Власть все больше и больше работает с журналистами напрямую, поскольку понимает, что от позиции главных редакторов и журналистов зависит многое».
Одним из примеров влияния журналистов на власть Вадим Дубичев назвал интернет-журналистику и блогосферу. Именно с подачи журналистов, которые часто сами ведут активную сетевую жизнь, а также используют материалы из блогов в своей работе, чиновники разных уровней сами устремились в интернет.
Отмечает роль интернет-СМИ и губернатор Александр Мишарин. Выступая на традиционном торжественном приеме, посвященном Дню печати, он отметил, что сетевым СМИ, блогосфере принадлежит особое место. Мишарин заявил, что они служат эффективным и оперативным каналом обратной связи между властью и обществом.
Председатель городской избирательной комиссии Илья Захаров хоть пока своего блога и не завел, но влияния журналистов на жизнь людей, государства и своей комиссии не отрицает.
«Я бы не стал называть СМИ властью, но это такое явление, которое сказывается на всей жизни общества, – заявил председатель горизбиркома. – Я и в своей работе чувствую помощь журналистов. Хоть во время избирательной кампании, хоть в предвыборный период. Без СМИ мы не можем информировать жителей Екатеринбурга».
Депутат Свердловской областной думы от КПРФ Евгений Артюх не отрицает, что СМИ, в определенном смысле, являются властью, но видит в этом скорее проблему.
«СМИ влияют на умы, на настроения людей. Но возникает вопрос, насколько они независимы? Зачастую, влияя на умы, СМИ выражают интересы различных групп – при отсутствии механизмов независимого финансирования, журналистике уготована печальная судьба. В этих условиях роль журналистики как власти нивелируется».
Драматург Николай Коляда к журналистам относится настороженно. «Меня пугают наши журналисты. Общаешься с ними и видишь абсолютную безграмотность, – говорит Коляда. – Я понимаю, что журналисты всеядные, что их заставляют писать обо всем в своих редакциях. Но можно ведь перед интервью хотя бы в интернете поинтересоваться чем-то. А то никакого представления о театре не имеют. Хотя, бывало, что журналисты мне и помогали. Когда, например, был скандал с выселением моего театра. Все встали и сказали – театр должен быть. Так что власть-не власть, я не знаю, но – с праздником!»
Екатеринбург, Татьяна Пашкова
© 2011, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».