Что придет на смену «двойникам» и подмётным листовкам? – эксперты о новых и устаревших способах агитации
Чуть больше месяца осталось до очередных местных выборов в Свердловской области. Несколько уральских городов выберут мэров, в том числе, скандально-известный Первоуральск, несколько – депутатов местных дум. Выборы пройдут и в Екатеринбурге, где горожане выберут депутата от 14 избирательного округа. 13 марта – единый день голосования в России, так что и жителям других регионов придется выбирать себе власть разного уровня. Агитационная кампания уже идет полным ходом. Между тем, председатель Центризбиркома Владимир Чуров на днях высказал мнение, что эффективность агитации в России снижается, и «качество агитации на выборах не соответствует «качеству избирателей».
«Новый Регион» решил выяснить, как сейчас на Урале обстоят дела с «рекламой» кандидатов. К каким приемам больше склонны кандидаты на выборах разных уровней, что нового появилось в способах ведения избирательной кампании, какие технологии перекочевали из 90-х годов в новый век, а какие остались в прошлом.
Председатель Свердловской Областной избирательной комиссии Владимир Мостовщиков считает, что «институт» агитации – в целом вещь довольно консервативная. В некоторой степени это обусловлено избирательным законодательством.
«Вряд ли можно ожидать, что в средствах и формах агитации появится что-то революционно-новое, – заявил Мостовщиков «Новому Региону». – Законодательство у нас достаточно строгое, какие-то новые методы агитации, в том числе, через интернет, в нем, как правило, не регламентированы. На мартовских выборах мы ожидаем более активного использования СМИ со стороны кандидатов, а на декабрьских, в Госдуму – больше печатной агитации».
Мостовщиков отметил также, что в последнее время кандидаты уделяют больше внимания личному общению с избирателями. Особенно это характерно для тех, кто баллотируется в мэры.
А вот председатель городской избирательной комиссии Екатеринбурга Илья Захаров, наоборот, отметил интернет как действительно новый инструмент работы с избирателями. Причем речь здесь идет не об агитации, а об общении с избирателями: кандидаты все чаще создают свои сайты и блоги, рассказывая на их страницах о себе. При этом Захаров отметил, что с каждой избирательной кампанией в практику агитации возвращается что-то старое.
«Например, я думал, что ушли в прошлое приемы, когда кандидаты критикуют друг друга по каким-то внешним данным или даже по национальности, – сообщил Илья Захаров в беседе с корреспондентом «Нового Региона». – А нет-нет, да и возвращаются такие вещи. Или бывает так, что оппоненты начинают критиковать кого-то только потому, что он кандидат от власти».
Председатель екатеринбургского горизбиркома также вспомнил о такой технологии, как политические двойники. Но Захаров уточнил, что в последнее время такие попытки не увенчиваются успехом. Как правило, двойники не доходят до собственно выборов, отсеиваясь на этапе регистрации. Так что в бюллетенях уже редко можно встретить одинаковые фамилии, способные запутать избирателя.
В свою очередь политтехнолог «Бакстер-Групп» Дмитрий Гусев с уверенностью заявляет, что такие предвыборные технологии до сих пор практикуются на необъятных просторах страны. Он приводит свежий пример: на выборах в Югре «Справедливая Россия» выдвинула сразу двух «двойников» – в одном случае это человек по фамилии Сталин, во втором – Филипенко – однофамилец экс-губернатора региона. «Еще случаются разные безумные вещи, которые были свойственны выборным кампаниям 90-х годов прошлого века, – говорит Гусев. – С той лишь разницей, что прежде их героями были субъекты – кандидаты, то теперь политические партии. В будущем это только усилится – кандидаты-самовыдвиженцы исчезнут совсем».
При этом Гусев обращает внимание на другой момент, что выдвигающим двойников партиям и штабам эти затеи вполне могут выйти боком. «За пятнадцать лет избиратели сильно изменились – прошли те времена, когда люди наблюдали за ходом избирательных кампаний с широко открытыми глазами и ртом, они стали опытней и грамотней», – говорит собеседник агентства.
Глава Уральской гильдии политконсультантов Константин Киселев считает «черные» предвыборные технологии в наши дни не таким исчезающим явлением, нежели его коллега. «Тут нового ничего не придумано и не появилось – «чернуха» работает так же, как и в 90-е годы», – поясняет политолог. По мнению г-на Киселева, это может быть отработка слухов против разных кандидатов, вброс листовок, размещение баннеров, щитов и т.п. «При этом до сих пор нет совершенно никакой разницы, где это происходит – в крупном мегаполисе или глухом муниципалитете», – убежден эксперт.
До уральской глубинки новые политтехнологии пока точно не добрались. Как рассказал «Новому Региону» председатель районной избирательной комиссии Талицкого городского округа Владимир Добышев, кандидаты предпочитают пользоваться старыми, проверенными методами. Листовки, плакаты, личные встречи с жителями территорий – именно на это участники выборов делают ставку. Но Добышев отметил, что с течением времени кандидаты стали более внимательно относиться к избирательному законодательству. По словам председателя комиссии, нарушений правил агитации стало гораздо меньше.
Екатеринбург, Татьяна Пашкова, Александр Родионов
© 2011, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».