AMP18+

Екатеринбург

/

Результатов модернизации на уральских заводах придется подождать еще несколько лет Репортаж «НР» с «завода заводов»

Противоречивые чувства вызвало обсуждение программы промышленного развития Свердловской области, состоявшееся во вторник на Уралмашзаводе. Такое ощущение, что «завод заводов» в прошлом, ныне – памятник. Слишком часто Уралмаш используют для парадных выездов – экскурсий гостей, да обсуждения стратегий. Конечно, перемены на Уралмаше есть – ведь «Газпромбанк» вложил в завод 20 млрд. рублей. Однако рабочие признались корреспонденту «Нового Региона», что трудятся в тяжелых условиях. Выявились и другие нестыковки – оклады заводчан в разы ниже средней зарплаты по Свердловской области. О том, в чем не признался губернатору директор Уралмаша Олег Данченко – в материале «Нового Региона».

Третья по счету поездка Александра Мишарина на Уралмаш хотя и носила «прикладной» характер, по сути, была прежней. Бывший флагман машиностроения вновь решили использовать в качестве символа: обсудить там концепцию комплексной программы развития промышленности Свердловской области на 2012-2016 годы. Слов нет – задача нужная, тем более что вроде бы и Уралмаш такой чести заслужил. Акционеры рассказывали, что за три года вложили в производство не менее 20 млрд. рублей. И результаты, казалось бы, есть. По крайней мере, «гостевой» цех механосборки (один из немногих собственно уралмашевских цехов, прим. НР) казался сегодня необычно чистым. Секрет оказался прост – полы здесь теперь чистят Karcher – почти как на европейских производствах. Но в остальном почти никакой разницы с прошлым годом – натруженные рабочие, да старые стены.

Но губернатор был доволен – в первый приезд завод его встретил другим – холодным, мрачным и разваливающимся. Сегодня на руку Уралмашу и его директору Олегу Данченко играли солнце, лето, да ряды буровых вышек на площадке. Те же акционеры обещают, что объемы заказов на буровые в этом году перевалят за 16 млрд. рублей.

Очевидно, что такие сравнения не могли не нравиться губернатору. «Это хороший пример – благодаря властям, Газпрому и менеджерам удалось спасти предприятие, которое уже лежало на боку и ногами не дрыгало», – метафорично выразился Мишарин. И пояснил – с Уралмашем власти связывают самые масштабные планы и задачи по новой индустриализации страны, в процессе которой Свердловская область должна занять лидирующие позиции. А еще через несколько минут глава Минпрома Александр Петров стал перечислять болевые точки свердловской промышленности и обозначать новые горизонты, которые должны открыться перед реальным сектором всего за четыре года.

Например, к 2016 году свердловская промышленность должна избавиться от низкой, по европейским меркам, производительности труда, а заводы – усилить инвестиционную активность. На предприятия вновь должна пойти молодежь, а их директора должны обеспечить приток свежей крови новым и современным жильем. Неудивительно, что губернатор не раз упоминал о возрождении былого уважения к человеку труда.

Интересно, что тем же самым вопросом – отсутствием молодых кадров задавались сегодня сами работники Уралмаша. Об этом они не постеснялись спросить Александра Мишарина, хотя уместней адресовать этот вопрос Олегу Данченко. Последнего, впрочем, эта тема как раз не занимает. Напротив – он говорит, что желающих много, но их квалификация не подходит для Уралмаша. «Мы приняли в этом году 300 человек рабочих. Проблема в том, что те люди, которые приходят, не обладают нужной для Уралмаша квалификацией. Почему не идут люди? А их просто нет», – отвечает на вопрос СМИ г-н Данченко.

Между тем, рабочие цеха механосборки, как о манне небесной, мечтают о системе кондиционирования. Потому что жара достигает сорока градусов и люди глотают свежий воздух лишь из открытых ворот. Странно и то, что слесари на Уралмаше получают оклад в 9-11 тысяч рублей. «Это потолок, который не перепрыгнуть, и как с этим жить, я не знаю, – рассказал корреспонденту «Нового Региона» рабочий Уралмаша с 34-летним стажем. Как такое может быть притом, что средняя зарплата по Свердловской области, по официальным данным, 20 тысяч рублей, а через три года ее обещают на уровне 38 тысяч рублей – необъяснимо. А как такие условия и отношение сочетаются с губернаторской концепцией о «Человеке труда» и вовсе непонятно.

Неудивительно, что Олег Данченко скромно молчит, когда слышит от журналистов вопрос про зарплату, и тянет с ответом на другой: сколько цехов работает на Уралмаше кроме двух-трех площадок. Аналогичным образом непосильной задачей для руководителя усохшего до одной буровой площадки гиганта становится просьба определить место современного Уралмаша по отношению к другим предприятиям, например, УВЗ. «О чем вы просите, еще пару лет назад завод был развалиной, – бросается на помощь Олегу Данченко представитель Газпромбанка. – Подождите несколько лет, все изменится». Хотя и сейчас понятно – 7 тысяч работников нынешнего Уралмаша явно проигрывают более чем 20-тысячному коллективу УВЗ.

«Уралмашзавод» стал площадкой для обсуждения комплексной программы развития промышленности Свердловской области на 2012-2016 годы

Позитив есть, завод уже не «лежит на боку»

Но вопросы остаются – от промгиганта остались лишь части, а многие рабочие получают меньшую зарплату, чем в среднем по области

Екатеринбург, Александр Родионов

© 2011, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Фоторепортаж, Экономика,