В Ревде жители протестуют против использования промышленных шлаков в ремонте дорог на улицах города
Жители Ревды недовольны идеей мэрии строить дороги с использованием «мартеновских» шлаков – они опасны для здоровья. Но на другой материал у муниципалитета не хватает денег.
Согласно плану ремонта городских дорог в 2011 году, Управление городским хозяйством администрации Ревды собирается отсыпать 16 улиц в частном секторе «мартеновским» шлаком – отходами электросталеплавильного производства Нижнесергинского метизно-металлургического завода.
Идея эта была встречена горожанами без энтузиазма. Как говорят сами ревдинцы, «мартеновский» шлак легко рассыпается в пыль, и вредная взвесь надолго «зависает» в воздухе. «Я сам работал на НСММЗ, и прекрасно знаю, что такое мартеновский шлак, – говорит один из жителей Ревды Сергей Федоров. – Пыли у нас и без него хватает».
Впрочем, как говорят в мэрии, ничего плохого в этом стройматериале нет. «Я с кем только ни советовался, узнавал мнение экологов – шлак безопасен, – сообщил директор МАУ «Управление городским хозяйством» Виталий Мухорин городскому порталу Ревды. – Мы в прошлом году им прекрасно работали. К сожалению, на большее нет финансовых средств. Самое плохое свойство этого шлака – что его частицы не примыкают друг другу, и разлетаются».
Безопасность и даже очевидную пользу шлака подтверждают и эксперты. «Этот материал уж лет 10 используется при отсыпке дорог, – пояснила «Новому Региону» эколог администрации Ревды Марина Натфуллина. – Даже была такая программа областная по переработке техногенных образований, в области она пока прикрыта, но в ней работают наши металлургические предприятия. К тому же есть санэпидзаключение областного Роспотребнадзора о том, что все соответствует нормам».
Также Марина Натфуллина рассказала, что опасения жителей – беспочвенны. «Материалу этому присвоен 5 класс опасности, – пояснила собеседница агентства. – А по поводу того, что он пылит, так он пылит не сильнее того же щебня, там ведь фракции разные бывают. Хотя в частном секторе действительно пока не предусмотрено асфальтирование, только отсыпка дорог».
Мнение о том, что шлак безопасен, подтверждают и областные эксперты. «Часть шлакового щебня на наших предприятиях уже давно закупают другие регионы, а вот внутри Свердловской области спроса почти нет, – рассказал заведующий отделом металлургических шлаков ОАО «Уральский институт металлов» Юрий Сорокин. – Шлаковый щебень из нашей области использовался для строительства третьего дорожного кольца Москвы. Его также используют при строительстве дорог в Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Почему же наша область отказывается это делать? Ведь опыт строительства дорог с использованием шлакового щебня насчитывает уже не один десяток лет, и дороги, построенные по такой технологии, стоят до сих пор».
Действительно, шлак – довольно дешевый стройматериал. Например, чтобы заводу утилизировать его, нужно заплатить деньги. Вместо этого предприятие в качестве «спонсорской помощи» передает шлак мэрии, а та, в свою очередь, использует его как стройматериал. Это стало распространенной практикой не только в Ревде, но и в других городах России. Казалось бы, налицо выгода для всех, но жители протестуют против такого использования мартеновских отходов.
«Шлак от производства любой металлургии уже по определению не может быть безопасным – это промышленные отходы, – считает житель Ревды Александр Клюкин. – А сертификат, выданный на этот шлак, надо внимательно читать, там ясно сказано, для каких целей разрешено его применение. Если не ошибаюсь, то его разрешили применять только со связующими добавками в строительных растворах и бетонных смесях, но не в качестве песчано-гравийной смеси для отсыпки дорог».
Свердловская область, Ревда, Екатерина Норсеева
© 2011, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».