Прогнозы экспертов: что повлияет на результаты выборов-2011 – «вбросы», явка или хороший подсчет
Свердловская оппозиция вновь готовится противостоять «массовым фальсификациям» на выборах 4 декабря. Политики и политологи уверены – результаты голосования будут корректироваться и выдвигают предположения, какие методы будут задействованы на этот раз. Избиркомы утверждают – выборы будут честными. В этом помогут КОИБы.
По мнению екатеринбургского политконсультанта Константина Киселева, выборы в России «заведомо фальсифицированы», т.к. фальсификации начинаются с момента принятия законов. «Например, 7-процентный барьер, установленный законодательством, когда 6 процентов перераспределяются между партиями, то есть, не достаются тем, кто их реально получил, – говорит Киселев. – Затем регистрация или нерегистрация кандидатов и злоупотребления этой нормой. И таких примеров можно привести еще много. Далее наступает очередь фальсификаций во время проведения кампании. Например, можно говорить об ограничении доступа к СМИ».
Что касается нарушений непосредственно в день голосования, то Киселев называет давление на избирательные комиссии, ограничение доступа на избирательные участки наблюдателей и вбросы бюллетеней. Политолог приводит в пример прошлые выборы в Госдуму, которые в ряде субъектов были совмещены с выборами в региональные парламенты. «При вскрытии урн в ряде регионов оказалось, что бюллетеней с кандидатами в Госдуму на 5-7 процентов больше, чем бюллетеней с региональными кандидатами. А ведь человек, приходя на избирательный участок, получает одинаковое количество бюллетеней: по одному на каждые выборы. Значит, имел место вброс», – говорит Киселев. Кроме того, эксперт отмечает характерную именно для Свердловской области вещь, когда разительно отличается явка на обычных избирательных участках и специальных (например, созданных в торговых центрах). По мнению Киселева, это свидетельствует о том, что такие участки созданы специально для подвоза избирателей.
По мнению координатора ассоциации «ГОЛОС» в Свердловской области (она занимается независимым наблюдением на выборах разных уровней) Леонида Волкова, в Свердловской области не происходит массового вброса бюллетеней или подмены протоколов. «Сами выборы у нас никто не фальсифицирует. Это дорого, сложно, рискованно. За 4 года и 8 кампаний, которые я наблюдал от «ГОЛОСа», вбросов не было. Это не значит, что их не будет на этот раз, но пока как-то обходились, потому что другие методы гораздо действеннее, – говорит Волков. – Например, фильтрация кандидатов, что мы сейчас наблюдаем в Березовском. Когда был порог явки и голосование против всех, почти не было смысла не допускать оппонентов. А сейчас это работает прекрасно. Кроме того – зачистка информационного поля. Администрации всех уровней контролируют рекламный рынок, оппозиционные кандидаты не попадут в телевизор, радио, на билборды и так далее – никогда и ни за какие деньги. А из почтовых ящиков их газеты достанут сотрудники ЖКХ-компаний. В итоге на выборах избиратель увидит фамилии 5 человек, из которых 4 ему незнакомы вообще, а одна, хоть и «единороссовская», но хотя бы знакомая, и «вроде ничего плохого про него не слышал».
Кроме того, по мнению Волкова, важную роль играет явка. При явке в 20 процентов 7-10 процентов «согнанных на выборы бюджетников и коммунальщиков» дадут 50 процентов голосов. «Поэтому, задача простая – мобилизовать их и обеспечить низкую явку. А для этого надо не говорить о выборах, поощрять настроения типа «выборы ничего не решают», «политика грязное дело», «все политики одинаковые» и прочее», – считает Волков.
Такого же мнения придерживается и Константин Киселев. По его словам, чем выше явка, тем меньше возможностей для фальсификации. Поэтому следует приходить на выборы и голосовать за кого угодно.
А вот свердловский Облизбирком утверждает, что выборы в регионе проходят честно. Как отмечает председатель комиссии Владимир Мостовщиков все иски в суды от политических партий, в которых те указывают на какие-либо нарушения, как правило, остаются без удовлетворения. То есть, приводимые факты не подкрепляются доказательствами. Кроме того, по словам Мостовщикова, внедрение КОИБов (комплексов обработки избирательных бюллетеней) позволяет «исключить субъективные факторы подсчета голосов».
По мнению же Леонида Волкова, КОИБы, наоборот, вероятность фальсификаций только увеличивают. «Никто не знает, как они работают! Сейчас я могу дать ясные инструкции наблюдателю: на что смотреть, как контролировать. А КОИБ просто стоит и жужжит, и мы должны просто поверить тому, что он нам в конце скажет», – считает эксперт.
Как отмечает куратор ЛДПР по УрФО Владимир Таскаев, который не сомневается в реальности фальсификаций, оппозиционным партиям следует вместе организовать как можно более жесткий контроль на предстоящих выборах. «Свердловская область очень проблематична с этой точки зрения. Мы ожидаем и вбросов, и административного давления, – говорит Таскаев. – И все оппозиционные партии, которые от этого страдают, должны выставить таким нарушениям общий заслон с помощью своих людей в комиссиях и наблюдателей». План либерал-демократов, отличающихся самым, пожалуй, большим количеством жалоб на действия избиркомов разных уровней, может не осуществиться.
Так, по словам первого секретаря свердловского обкома КПРФ Дмитрия Шадрина, коммунисты могут отозвать из избиркомов делегированных туда от партии членов. Поводом для этого может стать история с кандидатом в мэры Березовского Юрием Еланцевым. «Пусть работают сами. Нам с такими комиссиями делать нечего», – заявил Шадрин.
Выборы в Свердловской области пройдут 4 декабря. Жители региона будут выбирать депутатов областного Заксобрания и Госдумы РФ, а также в некоторых территориях будут выбраны мэры и депутаты местных дум.
Екатеринбург, Татьяна Пашкова
© 2011, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».