«Мобильный Чернобыль» проедет через Екатеринбург, чтобы отвезти ядерные отходы в Сибирь
Эшелон, груженый 80 тоннами отработанных радиоактивных отходов Ленинградской АЭС, проедет через Екатеринбург. Железнодорожный состав отвезет отработанный плутоний в Сибирь.
Как сообщили в группе «Экозащита», в ближайшее время с Ленинградской АЭС будет отправлен поезд с ядерными отходами в Красноярский край. Экологи, впрочем, говорят, что точная дата транспортировки строго засекречена, но она положит начало масштабному вывозу ядерных отходов со всей России в Сибирь. «По планам «Росатома», до 2025 года в Сибирь будут перемещены 22 тыс. тонн отработавшего ядерного топлива. Это означает, что каждые два месяца в ЗАТО Железногорск (прим. НР – Красноярск-26) будут прибывать три эшелона с ядерными отходами», – говорится в заявлении «Экозащиты».
По сведениям экологов, эшелон с отработанным плутонием пройдет через множество российских городов: Санкт-Петербург, Москву, Пензу, Самару, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск. При этом активисты движения утверждают, что движение «радиоактивного» поезда, который экозащитники называют «мобильным Чернобылем», представляет собой угрозу для населенных пунктов, через которые он проследует. «Во время транспортировок такие ядерные материалы, как отработавшее ядерное топливо, они уязвимы и для краж, и для аварий, – сообщил телеканалу «Дождь» один из основателей «Экозащиты» Владимир Сливяк. – Когда речь идет об отработавшем топливе – это особенно важно, потому что это материал, в котором содержится плутоний, то есть, самый настоящий оружейный материал, который можно использовать в ядерной бомбе. А в России никого, даже сотрудников железных дорог зачастую не предупреждают о том, что следует опасный груз, около которого не нужно находиться, около которого может быть повышенный уровень радиации».
Между тем, как заверил представитель Ленинградской АЭС Сергей Аверьянов, угрозы жителям городов, через которые пройдет «радиоактивный» эшелон, нет. В этом нет ничeгo oпacнoгo, – пояснил прeдcтaвитeль ЛAЭC. – Пoдoбныe пeрeвoзки ocущecтвляютcя уже мнoгo лет c других рoccийcких AЭC. Чем же oтличaeтcя Лeнингрaдcкaя cтaнция? Эшeлoн будут oхрaнять cпeцcлужбы, OЖД и вoинcкиe фoрмирoвaния. Пoeзд будет литерным – диcпeтчeры жeлeзнoй дoрoги cдeлaют вce, чтобы он не зaдeрживaлcя в пути».
Однако экологи относятся к этим словам настороженно и надеются, что им удастся повторить опыт европейских коллег, которые недавно перекрыли железную дорогу из Франции в Германию, по которой следовал бронепоезд с ядерными отходами. «Мы призываем сотрудников РЖД, а также людей, проживающих в непосредственной близости от железных дорог, предпринимать меры самостоятельно – не приближаться без необходимости к железнодорожным путям, быть готовыми к защите своего здоровья от радиоактивного излучения, а также активно выступать против ядерных транспортировок в своем регионе – обращаться в местные органы власти, парламенты, спасательные службы, – заявил Сливяк. – Мы имеем дело не с единоразовым вывозом ядерных отходов, а с программой, которая затронет ядерными транспортировками большинство территории России в течение более десятилетия. Ее необходимо остановить как можно скорее и для этого потребуется масштабная активность населения».
Как утверждают активисты «Экозащиты», вред от хранилища радиоактивных отходов могут ощутить на себе и жители Красноярского края, в котором, по данным экологов, «Росатом» планирует создать могильник для российских и иностранных ОЯТ. «Деятельность «Росатома» означает создание под Красноярском ядерного могильника на многие тысячи лет, – говорят экозащитники. – То есть, жители Красноярского края обязаны принять на себя риски, возникшие вследствие 65-летнего развития атомной промышленности. При этом, у населения никто даже не поинтересовался, согласно ли оно жить около «ядерного туалета страны».
Между тем, хранилище отработанного топлива под Красноярском действительно есть. Оно находится на территории подземного Горно-химического комбината. Как сообщает корреспондент «Нового Региона», оно существует там еще с 1985 года – хранилище вмещает в себя 6000 тонн ОЯТ, где облученные тепловыделяющие сборки находятся под слоем воды не менее 2,5 метра над сборкой, что позволяет снизить воздействие радионуклидов на окружающую среду в тысячи раз меньше допустимых значений.
Отметим, что основным видом деятельности железногорского комбината является именно транспортировка и хранение облученного ядерного топлива с атомных электростанций России.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».