Регионы наделяют правом предоставления кредитов по налогу на прибыль
Госдума приняла в первом чтении законопроект, расширяющий налоговые права регионов: они смогут сами определять условия выдачи инвестиционных налоговых кредитов по налогу на прибыль. Депутаты надеются, что после правки «мертвые» нормы Налогового кодекса об уплате налогов в рассрочку, наконец, оживут. Однако часть парламентариев уверена, что такая поддержка предприятий обернется ростом коррупции: губернаторы станут давать новую налоговую льготу только приближенным компаниям.
Законопроект о расширении налоговых прав регионов был внесен вологодским Заксобранием и был поддержан правительством. Редкий в российской практике случай – до принятия обычно доходит лишь около 5% законодательных инициатив субъектов, отмечает «Ъ». Проект вносит правку в ст. 67 Налогового кодекса (НК) и дает регионам право устанавливать собственные основания для выдачи инвестиционных налоговых кредитов по налогу на прибыль. Минфин с предложением согласился: оно соответствует модной сейчас идее децентрализации полномочий.
Напомним, что НК дает предприятиям возможность уплачивать налог на прибыль, а также региональные и местные налоги в рассрочку, то есть получить инвестиционный налоговый кредит. Предоставляется он по договору с подразделением Федеральной налоговой службы (ФНС) или региональным Минфином. За пользование кредитом надо платить проценты в размере от 0,5 до 0,75 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас это 4-6% годовых). Максимальный срок рассрочки – пять лет. Главное ограничение – на льготу может рассчитывать лишь определенный НК круг предприятий: работающие по гособоронзаказу, вносящие особый вклад в развитие региона, внедряющие инновации или инвестирующие в создание объектов с высокой степенью энергоэффективности.
Несмотря на то, что все эти нормы существуют в НК много лет, на практике они фактически не работают. Согласно отчетности ФНС о задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему на 1 декабря 2011 года, предоставление налогового кредита зафиксировано лишь в одном из 83 российских регионов. Республика Коми отважилась дать отсрочку по региональным налогам (на имущество организаций и на транспорт) на сумму 300 млн. руб. По налогу на прибыль ни одного случая рассрочки нет. Как признают в Минфине, причина этого в том, что полномочия налоговиков, которые должны принимать решения по таким кредитам, не прописаны, и они, опасаясь обвинений в коррупции, предпочитают не предоставлять кредиты вовсе.
Вологодские законодатели посчитали, что ситуация изменится, если регионы смогут вводить собственные основания (помимо установленных в НК) для рассрочки по налогу на прибыль, который дает бюджетам субъектов до 40% их фискальных доходов. Сейчас это право у них есть только в отношении региональных налогов. Принятый вчера законопроект не ограничивает местные власти в изобретении этих оснований и дает им право снизить процентную ставку по налоговому кредиту до нуля и сделать срок действия кредита сколь угодно долгим.
Законопроект поддержала не только «Единая Россия», но и часть оппозиции. Представлявший законопроект первый зампред бюджетного комитета Сергей Штогрин (КПРФ) отметил, что новация даст регионам возможность поддержать реально действующие и социально значимые предприятия. При этом депутат признал, что риски злоупотребления льготой существуют. «Единоросс» Николай Гончар сказал, что его фракция исходит из того, что коллегам из региональных Заксобраний следует доверять и что принимаемые ими решения будут «осмысленными». Против новации высказался только представлявший «Справедливую Россию» член бюджетного комитета Андрей Крутов, он заявил, что отсутствие ограничений приведет к тому, что рассрочку под нулевой процент и на очень долгий срок станут получать лишь приближенные к губернаторам предприятия. «Такое возрождение индивидуальных налоговых льгот увеличит финансовые риски и поднимет уровень коррупции на местах», – считает депутат.
Москва, Екатеринбург, Александр Клубов
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».