В период выборов «бумага» побеждает «паутину»
Президентская кампания не принесла ничего нового в предвыборную агитацию. Перед мартовскими выборами кандидаты в еще большем, чем во время кампании в Госдуму, объеме используют печатные ресурсы и уделяют крайне мало внимания интернету.
Первое, что бросается в глаза в эту избирательную кампанию – огромное количество газет, которые вызывают сомнение с точки зрения закона. Если осенью 2010 года крупный скандал с газетами на Урале был только один, то сейчас объявляемые фальшивыми газеты исправно появляются каждую неделю. Первым и пока что, пожалуй, самым громким был случай выпуска газеты «Аргументы и факты Урал. Дайждест». В газете, внешне копирующей уральский «АиФ», фигурировали лидеры российской оппозиции, а широкую огласку факт выпуска газеты получил в интернете, когда выяснилось, что в издании есть публикация, посвященная Алексею Навальному (в тексте говорится, что тот якобы получает деньги от Бориса Березовского). Руководство «АиФ-Урал» заявило о том, что не имеет отношения к выпуску этой газеты.
Кроме того, регулярно в городе появляются выпуски «Вечернего Екатеринбурга»: ровно половина полос каждой газеты занята материалами, так или иначе связанными с кандидатом в президенты Владимиром Путиным, другая половина – рецептами, анекдотами и сканвордом. «Пропутинский» «ВЕ» внешне полностью схож с обычно издаваемой газетой, кроме того, что на первой полосе указано: «специальный выпуск газеты для Ленинского района Екатеринбурга». Раздают эту газету люди в манишках с надписью «За Путина». Руководство же холдинга «Уральский рабочий», куда входит «Вечерка», отрицает свою причастность к распространению газет.
Кстати, этот же медиахолдинг выпускает еще одну известную екатеринбуржцам газету «Наш дом – наш город», которая уже привлекла внимание Областной избирательной комиссии. По словам председателя комиссии Владимира Мостовщикова, в выпуске от 16 января (когда агитация в СМИ была еще запрещена) в материалах имеются признаки предвыборной агитации. Правда, привлекать издателя к ответственности за это комиссия не сочла нужным, сославшись на то, что такое возможно только в случае, если нарушения в газете появятся вновь. Номера «Нашего дома-…» со статьями про Путина так же, как и «ВЕ» появляются регулярно.
Появляются в Екатеринбурге и газеты вовсе без выходных данных, но при этом также копирующие существующие издания. Так, через сеть киосков в городе распространялся выпуск «Новой газеты на Урале». Кто издатель и каков тираж газеты, в издании не указано, и также не совсем понятна цель выпуска этой газеты: в номере нет ни явной агитации за какого-либо кандидата, ни очернения кого-то.
Разумеется, газетные площади используются участниками гонки и законно. Особенно преуспел в этом Владимир Путин, который каждую неделю выдает по одной программной статье в разных печатных СМИ: его публикации уже вышли в «Известиях», «Ведомостях», «Коммерсанте», «Комсомольской правде». При этом остальное медиапространство также придерживается законных методов и форм агитации. Так, на государственных телеканалах начались предвыборные дебаты, появляются аудиоролики на радиостанциях.
А вот интернет остается практически без внимания кандидатов. Это вполне объяснимо, если учесть то, на кого в первую очередь ориентируются кандидаты и ответственные за их кампании. Поскольку в интернете представлена меньшая в масштабах страны часть избирателей, тратить на них силы и средства, по всей видимости, претенденты на пост президента считают нецелесообразным. Более-менее заметен в Сети, пожалуй, Михаил Прохоров, который довольно-таки успешно запустил проект с поисками невесты сразу на нескольких интернет-площадках. Также в интернете сравнительно недавно появился проект, суть которого в том, что молодые люди фотографируются с табличкой «Я за Путина» и несколькими вариантами, обосновывающими их выбор («Потому что я так хочу» и т.д.). Эффективность такого проекта несколько сомнительна, поскольку интернет-сообщество в большинстве случаев таких сторонников Путина высмеивает.
Вместе с тем, медиапроекты, запускаемые в интернете (наподобие поиска невесты для олигарха), подчас сложно оценить с точки зрения закона. Российское избирательное законодательство в части именно агитации не менялось уже давно, и некоторые вещи, даже если они по сути будут являться агитацией, формально под букву закона могут не попасть. Пока что интернет остается самой неурегулированной площадкой для избирательных технологий.
Скорее всего, в ближайшем будущем политики, особенно если они учтут состав тех, кто с начала октября митингует за честные выборы и реформы политической системы, наконец-то обратят внимание на Сеть. Это, впрочем, чревато и чересчур пристальным к ней вниманием законодателей, которые, если никакого курса на либерализацию системы в России все-таки не случится, сумеют как-нибудь усложнить жизнь блогерам и прочим политически активным в интернете гражданам.
Ссылки по теме:
Особенности президентской кампании: множатся газеты, от которых все отрекаются >>>
В Екатеринбурге распространили фальшивую «Новую газету на Урале» >>>
Екатеринбург, Татьяна Пашкова
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».