РИА «Новый Регион» продолжает спецпроект «Эволюция Российских железных дорог». В честь 175-летнего юбилея отрасли мы подготовили для своих читателей рассказ об истории зарождения в России железнодорожного движения и его последующего развития. Первая часть проекта была посвящена предтече российских магистралей – Царскосельской железной дороге и первой регулярной линии Санкт-Петербург – Москва. Теперь же мы расскажем о том, как железные дороги стали окутывать сетями всю Россию и когда появилось первое Министерство путей сообщения.
Крымская война дала понять: железная дорога – необходимость
Развитие транспортной сети для перевозки грузов в середине XIX века стало одной из актуальных проблем. Из-за отсутствия удобных путей сообщения отдельные районы России были разобщены, что превращало перевозку товаров в трудное и дорогое дело. На суше основными путями сообщения были на то время грунтовые дороги, проезд по которым в период осенних и весенних распутиц был практически невозможен. Водные же пути сообщения можно было использовать всего полгода: с момента вскрытия рек и до наступления ледостава. Поэтому необходимостью стало создание разветвленной железнодорожной сети.
Начало железнодорожной сети общероссийского значения положило открытие в 1851 году магистральной Петербург-Московской железной дороги. Но для дальнейшего строительства необходимы были не только большие денежные средства, но и достаточно мощная промышленность, способная производить в нужном количестве рельсы, локомотивы, вагоны и прочее оборудование.
Несмотря на то, что деловые круги пытались начать строительство железных дорог в центральной части страны, 15 февраля 1851 года решено было начать строительство линии Петербург – Варшава. Уже осенью 1853 года открылось движение поездов на участке Петербург – Гатчина протяжением 45 километров. Тогда же предстояло построить первый в стране металлический железнодорожный мост через реку Лугу.
Вскоре из-за Крымской войны правительству России пришлось признать: железные дороги – это не роскошь, а необходимость, поэтому 26 января 1857 года был издан Высочайший указ о создании первой сети железных дорог. Созданное по указу Главное общество российских железных дорог на долгие годы становится единственным крупным строителем рельсовых путей в России.
Вскоре – к 1862 году – запустили поезда по дорогам Петербург – Варшава и Москва – Нижний Новгород. Главноуправляющим путями сообщений был назначен Павел Петрович Мельников. Именно ему принадлежит разработка первого перспективного плана сооружения сети железных дорог в России. После доработки план рассмотрело правительство, и 23 апреля 1865 года он был высочайше утвержден, получив силу закона. В соответствии с ним намечалось построить новые линии общей протяженностью 7 117 километров. Именно эти 7 тысяч километров железных дорог впоследствии создали основу всей железнодорожной сети России, обеспечив смешанные железнодорожно-водные перевозки в европейской части страны.
«Железнодорожная горячка» и строительство Транссиба
Министерство путей сообщения в России появилось в 1865 году из преобразованного Главного управления путями сообщений и публичными зданиями. Тем самым, государство признало лидерство железных дорог в транспортной системе России. Первым министром путей сообщения стал Павел Петрович Мельников.
Министерство продолжило создавать сеть железных дорог. Линия Москва – Курск открылась для пассажирского и товарного движения в сентябре 1868 года, далее была запущена Рязано-Козловская линия. К этому времени уже широко эксплуатировались Московско-Нижегородская, Московско-Рязанская и Московско-Ярославская дороги. Доходы этих линий неуклонно росли. С 1867 года в связи с успехами в строительстве и эксплуатации рельсовых путей началась настоящая «железнодорожная горячка». Появились сотни предпринимателей, желавших получить железнодорожные концессии. Правительству оставалось только выбирать из них наиболее подходящие.
Решение о строительстве первой на Урале горнозаводской линии было принято в начале 70-х годов. Это была железная дорога Пермь – Чусовская – Кушва – Нижний Тагил – Екатеринбург, которая была нужна, чтобы «дать возможность заводам удобно и безостановочно продвигать сырые материалы и доставлять свои произведения в Пермь для дальнейшего их сплава по Каме и Волге к торговым пунктам». Уральскую Горнозаводскую железную дорогу длиной 515 километров открыли в 1878 году. Впоследствии ее продолжили до Тюмени, расположенной на судоходной реке Туре.
Далее достижения железнодорожников стали еще более заметными: стало строиться все больше мостов, дорог через пустыни и реки. В частности, в 1880 году достроили самый протяженный в Европе железнодорожный мост через Волгу у Сызрани (1420 метров). Тогда же впервые в мировой практике начали сооружение Закаспийской железной дороги через песчаную пустыню. Самый протяженный в России Сурманский тоннель достроили десятью годами позже. Тоннель длиной 4 километра располагался на высоте 923 метра над уровнем моря.
К 1892 году общая протяжённость железных дорог в стране превысила 32 тысячи километров. В стране стали открывать железнодорожные школы и технические училища. При учебных заведениях и управлениях дорог создавались библиотеки, которые вели в регионах большую просветительскую работу.
О строительстве великой Трассибирской магистрали задумались в конце XIX века. Государство понимало, что необходимо осваивать природные богатства Сибири и Дальнего Востока, поэтому решено было проложить линию от Челябинска до Владивостока. Предполагалось, что дорога будет не сплошной, а смешанной, водно-железнодорожной. В 1891 году началось ее строительство.
В период постройки Великий Сибирский путь для удобства была поделен на участки. Так получились Западно-Сибирская, Средне-Сибирская, Кругобайкальская, Забайкальская, Китайско-Восточная, Амурская и Уссурийская железные дороги. Общая длина намечавшейся к сооружению железной дороги составляла 7 112 верст.
Проектирование, строительство и эксплуатация первого пути Транссиба охватывает почти 18-летний период времени, при этом часть железнодорожного пути была проложена на территории Китая.
Одним из самых сложных и самых красивых мест Транссиба стала Кругобайкальская железная дорога. На этом сравнительно небольшом участке было построено около 500 искусственных сооружений, в том числе 39 тоннелей, а также уникальное здание вокзала на станции Слюдянка, выстроенное из мрамора.
В качестве дополнительных подходов из европейской части России к Транссибу проложили линию Екатеринбург-Челябинск, а позже – путь от Перми до Котласа через Вятку.
С сооружением Великого Сибирского пути поднялась экономическая и политическая мощь Российского государства. Железные дороги принесли жизнь в дальние необжитые края, к достижениям цивилизации были приобщены огромные территории.
Ссылки по теме:
Вокзал в России раньше был увеселительным заведением >>>
Москва, Екатеринбург, Ольга Тарасова
Москва, Екатеринбург. Другие новости 06.04.12
«Билетов уже не достать» – куда летят уральцы встречать Первомай. / Коммунисты предложили сторонникам переименования улиц «отменить Екатеринбург». / «Худеющий» на уральских водоемах лед стал опасен. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».