AMP18+

Екатеринбург

/

Паводок «по-уральски»: деревни-«призраки», ленивые паромщики и фейс-контроль на лодочных переправах (ФОТО, ВИДЕО) Репортаж «Нового Региона» из подтопленных территорий

На Среднем Урале подходит к концу активная фаза весеннего половодья, хотя в ряде территорий вешняя вода продолжает прибывать. «Под занавес» паводка корреспондент «Нового Региона» отправился по местам происшествий и выяснил, какие деревни-«призраки» не проходят по официальным сводкам МЧС, как работают паромные переправы и каких пассажиров в подтопленных районах не берут на борт лодочники.

Свердловские власти готовятся подвести итоги паводка в регионе. Чиновники уже заявили, что принятый для обеспечения пропуска весенних вод комплекс мер позволил избежать серьезных проблем во время активного половодья. Однако жители затопляемых территорий заявляют: половодье – не только распилка льда, введение паромных и лодочных переправ. Каждую весну паводок – это наглядная демонстрация нерешенных острых социальных проблем. Уральцы со слезами на глазах утверждают: если бы власти и народные избранники выполняли хотя бы десятую часть своих обещаний и чаще прислушивались к просьбам населения – про половодье как природный катаклизм и бедствие, приносящее массу неудобств, можно было бы давно забыть.

Подтопленная деревня-«призрак»

Первым пунктом маршрута значилась деревня Заречная в Талицком городском округе, в которой по официальным данным МЧС из-за подтопления моста «заложниками» паводка оказались 28 человек. Найти эту деревню, как выяснилось, довольно сложно – по самому короткому пути к ней не подобраться, поскольку идущая через поля дорога разбита тракторами, передает корреспондент «Нового Региона». Пришлось искать пути объезда, наматывать километры и постоянно уточнять у местных жителей о месте нахождения населенного пункта, так как никаких указателей на дорогах не стоит. В конечном итоге «жертва» весеннего паводка была найдена. Однако, по странному стечению обстоятельств, деревня оказалась не той, что указана в сводке МЧС.

– Да, называется Заречная, но живет у нас 214 человек. Той, о которой вы спрашиваете, немного в другом месте. Хотя мы также каждую весну страдаем от паводка, – рассказала корреспонденту «НР» староста деревни Людмила Золотавина.

По ее словам, три года назад существовавший на тот момент мост не выдержал массы трактора с телегой и рухнул под тяжестью машины. Деревня оказалась без путепровода, который соединял населенный пункт с жизненно важным поселком Юрмытское, где находится фельдшер, школа и магазин. Местные жители наспех соорудили пешеходный мостик, а ниже по течению реки поставили деревянный путепровод для транспорта. И с тех пор каждую весну он находится во власти «большой воды».

«Топит мост каждый год, хорошо, что этой весной он под водой находился недолго – в прошлую пятницу можно было уже ездить. А до этого как жили? Ходили по пешеходному мосту. Если же кому плохо стало в деревне – все-таки много пенсионеров живет, вызывали «скорую помощь», она подъезжала к реке, и врачи пешком переправлялись через русло. Больных на носилках переносили по мосту и грузили в «скорую», – рассказала Людмила Золотавина. – Конечно, это накладно, неудобно и вообще доставляет неприятности. Но что поделать – весенний паводок».

Со слов собеседницы агентства, к «заложникам» вешних вод через день приезжала машина с хлебом – от местного совхоза СПК «Заря». За остальными же продуктами приходится ходить в Юрмытское. Гости деревни при этом свои транспортные средства оставляли перед разрушенным старым мостом и пешком шли в деревню. «Мы столько писем уже написали с просьбой восстановить путепровод этот, что сбились со счета. И в районную администрацию писали, и в правительство области, и даже президенту РФ – никакой реакции, – продолжает староста Заречной. – Говорят лишь – вы на очереди. Было выделено в прошлом году 22 миллиона рублей на дороги, и нам ничего не досталось, мост не восстановили, даже проект еще не заказали. Поэтому вы напишите про нас, пожалуйста, может быть, с вашей помощью нам, наконец, помогут! Ведь если бы был старый мост, никаких проблем не было бы».

При этом Людмила Золотавина затруднилась предположить, почему их населенный пункт, почти в десять раз превышающий по численности населения указанную спасателями деревню в сводке по паводку, не был внесен МЧС в списки пострадавших. «Видимо, всеми забытые мы», – подметила жительница Заречной.

Туринская Слобода – ленивые паромщики

Стоит отметить, что Свердловская область не отличается разнообразием названий небольших населенных пунктов. За один день на северо-восточных трассах региона можно встретить сразу несколько повторяющихся дорожных указателей на села «Яр», «Городище», «Заречье» или «Заречное», «Елань» и другие. Однако Туринская Слобода – следующий пункт маршрута – единственная, ее ни с чем не спутаешь.

По официальным сводкам свердловских спасателей, это одна из самых пострадавших этой весной территорий. Из-за подтопления моста в Слободе, сразу девять населенных пунктов оказались отрезаны от «большой земли», проживает в них более 1 тысячи человек.

Как рассказал на месте корреспонденту «Нового Региона» ведущий специалист слободотуринской администрации по ГО и ЧС Николай Ботин, большую воду они ждут ежегодно, правда, всегда сложно предугадать, когда «грянет гром». Этой весной вода затопила главный мост 21 апреля. По словам собеседника информагентства, высота деревянного путепровода составляет 4,60 метра, а уровень воды в реке Тура сейчас составляет 5,35 метра. Для городского жителя картина, действительно, впечатляющая – река течет «наизнанку» – вода идет не под мостом, а над ним, из толщи водной массы выглядывают лишь верхушки дорожных указателей. Местоположение же путепровода можно представить по огромному количеству мусора, веток и травы, прибившихся к одной из сторон объекта.

В рамках паводковых мероприятий местные власти организовали паромную переправу, заложив на эти цели в бюджет 300 тысяч рублей. Она работает с 8 утра до 18.00 без выходных, но с перерывом на обед. По словам местных жителей, обычно приходится пользоваться услугами паромщиков около трех месяцев в году – именно столько времени мост находится под водой. При этом за один день паром совершает порядка 20 рейсов. «Но если в деревнях за рекой что-то происходит, мы даже в ночное время экстренно можем переправить необходимый транспорт – будь то пожарная машина и «скорая помощь». Такое уже было», – говорит Николай Ботин. В другое же время паромщики (это нанятая администрацией Туринской Слободы сторонняя организация) вообще не отличаются оперативностью – на берегу очередной рейс можно прождать целый час, что подтверждают жители отрезанных от «большой земли» деревень.

Пьянство, нехватка лекарств, отсутствие школ и работы

Одна из таких – Красный Яр, с населением в 350 жителей. Во время половодья поселение приходит в некоторое запустение. Как признаются местные жители, паромная переправа тормозит жизнь деревни – многим попросту лень перебираться на другую сторону реки. Исключение составляют лишь вылазки в магазин за алкоголем – здесь не скрывают, что село пьет и пьет сильно. «Молодежь спивается, работы нет. Да что там работать – учиться многие не хотят», – рассказывает староста Красного Яра Елена Наумова.

С образованием, по ее словам, в деревне дела обстоят хуже некуда. Несколько лет назад в Яру закрыли детский сад, а потом школу. Теперь школьникам приходится ездить в Туринскую Слободу, где действуют два учебных заведения. Причем, на время половодья детей специально переправляют за реку, где они живут или в сиротском приюте или на съемных квартирах. «Всего у нас 30 детей школьного возраста, а еще 25 дошколят. Последние же здесь, в деревне, сидят дома с родителями, маются от скуки, ведь нет ни одной детской площадки – только дворы да колы. Взрослым тяжело – из-за детей не пойти работать», – подмечает староста Красного Яра.

Между тем, половодье не помеха бизнесу. В деревне работает крестьянское хозяйство, которое держит 65 коров и порядка 200 свиней. Местный предприниматель, кроме того, засеивает поля. Но особой прибыли хозяйство не приносит – все уходит на ежедневные нужды, и никакой помощи аграриям, по их словам, от районных властей не поступает. При этом ежегодно от бизнесмена уходит по 10 человек – кто спивается, кто по другим причинам. Сейчас в хозяйстве трудится только 18 работников.

Раньше говорят, в деревне еще валили лес. Но после изъятия земель лесничими, аренда лесных территорий стала неподъемной.

Наряду с этим, в Красном Яру сетуют на отсутствие медицины. Как рассказывает староста, местный фельдшер (то ли из-за отсутствия лицензии, то ли из-за нехватки денежных средств) не может самостоятельно закупать лекарства. Грубо говоря, в местном медпункте есть только зеленка и бинты (хотя в МЧС заявляют, что запас медикаментов создан везде). Поэтому местным жителям приходится самостоятельно выезжать в Туринскую Слободу в аптеку.

«А вы сами видели, как работает паромная переправа? Мы как-то на кладбище собирались – больше часа прождали. А если что-то из лекарств необходимо в срочном порядке, что делать?», – задаются вопросом местные жители. Корреспондент «Нового Региона» может подтвердить – на обратном пути паром пришлось ждать около часа.

Стоит добавить, что в деревне существует еще одна проблема – река Тура в ходе весенних разливов начала подмывать берега населенного пункта и подбираться к дороге. Как говорят селяне, в следующем году они вовсе могут остаться без улицы – до краев асфальта остается пару метров. «Как снег начал сходить – с ним в воду полетели и куски земли. Опасно ходить-то рядом стало, не то, что ездить. Не сложно улететь в реку на машине, а там омут. Просили помощи у районных властей – ноль реакции», – сетуют жители Красного Яра.

Однако, несмотря на кучу проблем, уезжать из деревни никто не собирается. «Что нам паводок – это лишь очередная напасть. Мы здесь родились, живем, и будем жить. Это родина наша, куда мы поедем? – добавляют селяне. – Кстати, проблем во время паводка вообще можно было бы избежать, если построили большой высокий мост». На это Николай Ботин парирует, заявляя, что выше путепровод возвести нельзя – не разрешают эксперты, по словам которых, в данном случае во время ледохода объект может попросту рухнуть.

Фейс-контроль от лодочников

Последней точкой путешествия по паводковым местам стал село Елань в Байкаловском районе. Здесь вешними водами затопило мост через реку Ница, в результате транспортное сообщение прекращено с деревней Яр, где живет порядка 50 человек. «Дорога жизни» теперь пролегает по воде – местные власти организовали лодочную переправу. Разница с тем же Красным Яром существенная – жители байкаловского Яра бросили свои машины в деревне – все равно никуда невозможно выехать. Это обстоятельство как никакое другое вяжется с образом отрезанной от «большой земли» деревни и придает ощущение уникальности.

«Хотя к «жизни на воде» мы привыкли. Лодка ходит три раза в день, как часы, не опаздывает. Но если будет необходимость – сделает дополнительный рейс», – рассказывают на переправе селяне.

Как рассказывают представители местной спасательной станции, вода в этом году поднялась на два метра выше моста, который сам расположен на высоте 6 метров. По реке жителей приходится везти 8 километров. При этом на борт берут не всех – действует своеобразный фейс-контроль, отсеивающий нежелательных пассажиров. «Если человек явно пьяный, я его не повезу. Ведь ответственность за тех, кто садится в лодку, полностью лежит на мне. Поэтому в моих интересах не рисковать», – рассказывает лодочник по имени Михаил. Он работает на добровольной основе, по договору с местной администрацией, и получает небольшую сумму.

В селе Елань на паводковые мероприятия выделено 70 тысяч рублей. Но, как говорят местные жители, и без этих средств можно прожить, если власти построят, наконец, прочный высокий мост. Их поддерживают «коллеги по несчастью» из Красного Яра, которые в своих претензиях и просьбах, как и другие жители провинции, любят сослагательное наклонение. «Если бы у нас были построены школы, детские сады, появилась качественная медицина и более высокие и прочные мосты, о проблемах с паводком давно бы забыли. Весенними водами из года в год подтопляются одни и те же территории, но почему-то ничего в лучшую сторону не меняется. Если бы кто-то из областного правительства пожил у нас весной, хоть недельку, тут же, наверное, построили бы новый мост и все прочее. А так – только мечтать. Как будто кому-то выгодно это половодье, с его паромами, лодками и другими паводковыми мероприятиями», – резюмируют селяне.

Три года назад мост в деревне Заречная Талицкого района рухнул

Временный мост. В этом году повезло, под водой он был недолго

Туринская слобода, одна из самых пострадавших этой весной территорий.

Река Тура. Выглядывают лишь верхушки дорожных указателей.

Деревня Красный Яр. Вода с каждым годом все ближе подступает к дороге, передвигаться по ней, уже в этом году стало опасно.

«Проблем во время паводка вообще можно было бы избежать, если построили большой высокий мост», – считает староста Красного Яра Елена Наумова.

Село Елань в Байкаловском районе, река Ница.

Жители пересаживаются на лодки

Лодочная переправа пускает не всех. Пьяных возить запрещено

Екатеринбург, Игнат Бакин

© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Видеорепортаж, Общество, Россия, Фоторепортаж,