Туркменбаши – ближайшим соратникам: «Украл, выпил, укололся, погулял с девочками, про меня забыл?! В тюрьму!»
Эпоха гласности, забытая уже в России, докатилась, наконец, до Туркменистана. В понедельник в редакцию «Нового Региона» поступила сенсационная стенограмма выступления туркменского лидера Сапармурата Ниязова на расширенном заседании правительства в главном здании Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов по вопиющим фактам коррупции в руководстве нефтегазовой отраслью.
Ниязов обвиняет своих ближайших соратников в хищении десятков миллионов долларов США, пьянстве, пристрастии к наркотикам и обмане с количеством официальных жен. Выступление Туркменбаши было показано в эфире канала «Алтын Асыр» Государственного телевидения Туркменистана 13 сентября 2005 года. Дословный перевод с туркменского, предоставлен сайтом «Гундогар».
«Новый Регион» приводит текст выступления Сапармурата Ниязова полностью.
Сапармурат Ниязов: Есть еще такие нечестные люди, как Валиев (Сапармамед Валиев – бывший госминистр, председатель концерна «Туркменнефть», ныне осужден – прим. «НР»), которые разрушают отрасль, хотите вы этого, или нет. После обретения независимости контроль над такими людьми был ослаблен, им досталось много свободы, поэтому ресурсы разворовывались. Они строили себе дома, получали незаконные доходы, причем не останавливались, а шли все дальше и дальше.
Давайте, я расскажу вам о преступлениях Валиева, которые он совершил вместе с Курбанмурадовым (Ёллы Курбанмурадов – бывший вице-премьер Кабинета министров Туркменистана, 8 лет курировал нефтегазовую сферу, арестован на заседании правительства, обвинен в хищении 100 миллионов долларов США государственных средств, ныне осужден – прим. «НР»). Они опозорили народ Балканского велаята… На сегодняшний день у Валиева конфисковано 25 миллионов долларов. Я приказал построить красивое большое здание в Балканабаде за 25 миллионов долларов и снести старое здание. Они сказали «хорошо», но так и не нашли на это денег. А он построил 14 двухэтажных коттеджей в Балканском велаяте, 6-7 летних домов в городе Туркменбаши и все их оформил на себя и своих жен. У него было 7-8 жен, в то время как он всем говорил, что у него только две жены, потому что первая жена болеет. У него были собственные частные рестораны, кафе, ткацкие фабрики, мастерские.
Как это могло случиться? Невозможно было себе такое представить, когда мы делали его Героем. Должны были быть люди, которые работали с ним, и люди, которые курировали его. Курбанмурадов тоже его курировал, но многие люди, которые знали про его преступления, притворялись, что они ничего про него не знают. Честно говоря, мы в Ашхабаде думали, что он хороший, энергичный человек, и только потом оказалось, что он вообще ничего не знает о своей работе, о нефтяной отрасли, а работает только ради себя. У него было 20 дорогих машин, самая дешевая из которых стоила 38 тысяч долларов. Он был наркоманом, и несколько его детей – тоже наркоманы. В хякимлике знали об этом. Теперь мы его арестовали. Следствие завершено, и суд приговорил его к 20 годам тюрьмы. Мы не хотели сажать его. Если помните, когда мы встречались в Балканабаде, я сказал, что не арестую его, потому что в то время он притворялся приличным человеком без денег, но позднее оказалось, что у него везде деньги. Большинство его жен держали по 2-3 миллиона.
Один из этих негодяев – Эсенов (Гуйчмурад Эсенов – бывший директор Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов, в настоящее время под следствием – прим. «НР»). Он из тех, кому не стыдно, кто потерял чувство собственного достоинства… Он в течение двух лет пьяный, в беспамятстве работал, живя на даче. Почему никто не видел, что он делает? Почему никто не сказал ему, что так делать нехорошо? Он воровал вместе с Ёллы Курбанмурадовым. Взять, к примеру, трубы. Он заработал миллионы долларов, завышая цену на купленные трубы. Он делился с Курбанмурадовым. Вот, у меня тут есть информация, но я даже читать ее не хочу. Как это могло случиться?! Он работает на нефтеперерабатывающем заводе уже 7 лет, и с самого первого дня совершал преступления вместе с Курбанмурадовым, продавая нефтепродукты и думая, что никто ничего не заметит.
Как можно жить в пьянстве там и работать с персоналом, который здесь? Последние 10 дней ты провалялся на даче без сознания. Пьяный! Сегодня я приказал поймать его и притащить сюда. Его привели в сознание с помощью доктора. Если он уважает себя, свою родину и если ему доверили такой большой завод, как он мог погрязнуть в воровстве и пьянстве? В прошлом году была похожая ситуация. Если обычный человек 10 дней не приходит на работу, то у него будут неприятности, а этому никто ничего не говорил, когда он по 10 дней не ходил. Вот, и хяким здесь… Вы все знаете, что Эсенов алкаш и пьяница. Три дня назад он вернул 9 миллиардов 573 миллиона 611 тысяч манатов. Откуда он взял столько денег? Он что, их заработал? Но это еще не все… Он должен вернуть еще 2 миллиона 111 тысяч 419 долларов США. Он писал фальшивые отчеты о работе, которой не делал. Он один из тех, кто получил свою долю от 20 миллионов долларов вместе с Курбанмурадовым.
Эсенов, почему ты так кончил?! Кто заставлял тебя это делать? Что, тебя кто-то несправедливо критиковал? Тебе доверили такой большой завод… Скажи это людям, которые здесь присутствуют. Расскажи им, что ты натворил. Скажи!.. Может быть, тебя оклеветали… Повернись и посмотри людям в глаза! Говори! Повернись и посмотри на людей! Мне и так хорошо тебя слышно.
Гуйчмурад Эсенов: Прошу прощения… Я виноват во всем.
Сапармурат Ниязов: Ты думал, что люди ничего про тебя не знают? Люди знают каждый твой шаг, что ты напиваешься и не ходишь на работу. Предположим, они не знают про фальшивые документы, но про твое пьянство они знают. Зачем ты пил водку среди этих людей?! Ты даже на работу не приходил! Ты провел себе на дачу телефон, и когда я приказал Гуйчназару (Гуйчназар Тачназаров – вице-премьер Кабинета министров Туркменистана, пока работает – прим. «НР») тебя найти, ты сказал ему, что находишься на работе. Ты был совсем пьяный и звонил Гуйчназару, чтобы убедить его, что ты находишься на работе, и он поверил тебе. Гуйчназар работал с тобой какое-то время в Марыйском велаяте. Вы знаете друг друга.
Я не могу поверить, что у завода, в который мы вложили 1,5 миллиарда долларов, был такой директор. Я просто не могу в это поверить!
Дорогие люди, у вас есть вопросы? Пожалуйста, спросите, что хотите. Если вопросов нет, я увольняю его за серьезные недостатки в работе. Вы согласны с этим? Спасибо! Если есть вопросы, пожалуйста, спрашивайте меня или его… Такой человек не имеет права работать директором завода. Если мы не уволим его, Аллах нас проклянет. У него даже живот вырос! Убери руки с живота! А то кажется, что ты уже живот удержать не можешь! Скажи что-нибудь, если тебе есть, что сказать! Что с тобой случилось? Тебе что, денег не хватало?! Я приезжал сюда на открытие чего-то и спросил тебя, хватает ли тебе зарплаты… Ты сказал, что хватает. Зачем тогда ты воровал у государства?! Ты украл деньги, предназначенные для зарплаты этим людям! Зачем ты это сделал?! Я даже назначил тебя заместителем хякима города, думая, что ты будешь помогать. Я думал, что твои работники тут живут и ты поможешь городу с водой и с уборкой. У тебя было достаточно средств, чтобы помочь городу. Если бы у тебя была совесть, ты бы сделал так, чтобы люди нормально получали воду, а не только в определенное время. Что ты сделал для жителей города и для своего предприятия за последние 7 лет? Я увольняю тебя с работы и передаю твое дело в прокуратуру, МНБ и МВД для дальнейшего расследования твоих преступлений.
Того, что мы уже знаем, хватит, чтобы посадить его лет на 10, а он все гуляет! Даже после того, как мы арестовали этих мерзавцев, он все расслаблялся на даче, пил водку и обманывал коллег по работе. Ты уволен! Разбирайся со своим делом и верни 2 миллиона долларов! Пока наличными все не вернешь, посидишь в тюрьме. Если не вернешь деньги наличными, тебя арестуют. Если бы ты был на моем месте, ты бы назначил еще более строгое наказание, но я милостив, и не приказывал арестовать тебя до этого момента. Я и Валиева (см. выше – прим. «НР») не хотел арестовывать, но вскрылись невероятные вещи. У него было 107 кг золота уложено в специальные коробочки в сейфе. Это уже за чертой жадности, и я думаю, что ты – один из таких людей. Вот, почему я не мог оставить Валиева, поскольку его преступления были невыносимы. Он полностью признал свою вину и тоже стал обманщиком, и ты такой же, как эти люди.
Курбанмурадов (см. выше – прим. «НР») сейчас тоже в тюрьме. Он причинил государству ущерб на сумму в 95 миллионов американских долларов, а говорил, что у него ничего нет. У него были большие стада, коровники в Мары и в Ахале. Как я уже говорил в одном из выступлений, у него было 7-8 жен, домов, а часть денег он держал за границей. И вот, теперь он оказался в тюрьме. Трудно знать людей, но ты тоже один из тех, кто совершал преступления вместе с ним. Садись, ты уволен. Садись и слушай! Есть у тебя, что сказать? Тебе придется нести тяжесть своей вины. На пути развития Туркменистана нет места мерзавцам! Ты смоешь свой грех только трудом в местах лишения свободы. Садись.
У вас был раньше директор по фамилии Чарыев (Чарыев – имя не известно, бывший директор Сейдинского нефтеперерабатывающего завода, ныне осужден – прим. «НР»). Я его тоже знаю. Он был молодым и тоже устраивал пьянки с женщинами и девушками на даче в Авазе. Он тоже забыл о своих обязанностях, как ты… Я приказал перевести его на Сейдинский нефтеперерабатывающий завод, так как не хватало специалистов, в надежде, что он будет работать честно, но через 6 месяцев мне пришлось его арестовать и теперь он 12 лет будет сидеть в тюрьме. Он украл платину от заводского оборудования. Золота ему не хватало, ему понадобилась платина.
Никто не заботился об этом заводе. Он принадлежал самой слабой корпорации, связанной с торговлей нефтью и газом, обеспечивал заправочные станции и получал товары по клирингу. Также в этой корпорации имела место нечестность высшей степени. Бывший глава корпорации Чарыев (другой Чарыев – Ильяс, бывший госминистр, председатель корпорации «Туркменнефтегаз», ныне осужден – прим. «НР») сел в тюрьму на 25 лет. Они там тоже обманывали с условиями бартерных расчетов, брали взятки и получали товар не по мировым ценам, а с коэффициентом 1,9. Они привозили товары в Туркменистан по двойной цене, а те, кто отправлял, и те, кто принимал, прикарманивали разницу. Как это могло произойти?! Когда Туркменистан стал богатеть, развелось много воров на государственном уровне. Я не говорю про карманных уличных воров, попрошаек или тех, кто ворует скотину. Я говорю о тех, кто ворует в гораздо больших масштабах.
Эсенов (см. выше – прим. «НР»), я не дам тебе другой работы. Пусть сначала завершится следствие. Приказа арестовать тебя я не даю. Верни деньги, которые ты украл, понял меня?! Даже не думай, что я ничего не знаю! Если ты взял у кого-то деньги, а этот кто-то взял у другого, значит три человека знают, значит весь мир знает. Ты эти деньги не заработал и не заслужил. Поэтому, не будь трусом и верни деньги! Я приказываю временно закрыть тебя, и если что-нибудь такое снова повторится или вскроются еще преступления, ты сядешь в тюрьму по совокупности. Я не хочу тратить народные деньги на то, чтобы держать таких иждивенцев, как ты, в тюрьмах. Понял меня?! Будешь зарабатывать деньги физическим трудом! Никакой руководящей работы ты больше не получишь! Пусть сам ищет себе работу. А ведь ты был худой, когда начинал тут работать…
Ссылки по теме:
Вице-премьер Туркмении Гуйчназар Тачназаров назначен министром нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов (официальное сообщение) >>>
Экс-министр нефти Туркмении С.Валиев осужден на 24 года, экс-глава корпорации «Туркменнефтегаз» И.Чарыев – на 25 лет лишения свободы по обвинению в коррупции >>>
Ашхабад, Михаил Дежнев
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».