AMP18+

Екатеринбург

/

Как пермякам удалось окультурить губернатора-«терминатора» Басаргина (ФОТО) Новое Прикамье глазами туриста

Пермь все-таки продолжит борьбу за звание «культурной столицы». Несмотря на ранние заявления нового губернатора края Виктора Басаргина о сворачивании арт-проектов, культурная жизнь в Прикамье продолжает развиваться. Больше того, Прикамью, похоже, удалось «окультурить» нового главу региона и он передумал быть «терминатором». О том, что сегодня из себя представляет Пермь глазами туриста – в спецрепортаже «Нового Региона».

«Окультуриваться» столица Прикамья начала примерно в 2009 году. До этого Пермь была самым настоящим «совково-уездным» городом: скучным, серым, малозапоминающимся – разве что ужасными дорогами. Впрочем, приходится отметить, что отвратительные дыры и ямы в асфальте есть и сейчас, просто на них приезжие теперь не обращают внимания, потому что есть куда более интересные объекты.

История культурного вопроса

Как отмечает корреспондент «Нового Региона», само понятие «пермского культурного проекта» в глобальном смысле появилось в середине 2010 года, когда была представлена «Концепция культурной политики Пермского края». При этом на протяжении всего своего существования проект вызывал большое количество споров, разногласий и альтернативных толкований. С уходом губернатора Олега Чиркунова, который активно поддерживал прожекты Лебедева-Мильграмма-Гельмана, и приходом нового главы региона Виктора Басаргина. дальнейшее развитие Перми оказалось под вопросом. «Он (прим. НР – проект) продолжится при условии, что это будет имиджевая составляющая края, а не отдельных персон. Здесь есть культурные традиции, которые я, как выходец с Урала, хорошо понимаю. Эти традиции надо уважать и развивать. Я познакомился с соцопросами и знаю, что жители Перми полярно оценивают культурный проект», – говорил Басаргин в самом начале карьеры прикамского губернатора.

Кстати, нельзя не отметить, что среди жителей Перми находится немало и тех, кто считает, что культурный проект Басаргину все же стоило свернуть. «Ненормально тратить миллионы на букву «П» притом, что дороги в крае ужасные, губернатору-то, понятно, пофиг – он на вертолете летает», – говорят жители края, и надеются, что вместо продолжения культурной революции в Перми новый глава региона будет строить детские сады.

Впрочем, похоже, что «новой метле» Басаргину по-новому мести не пришлось – в Прикамье сумели убедить губернатора, что культура в том виде, в каком она есть в Перми сейчас, нужна региону. У проекта и сейчас, когда его инициаторы ушли из края, остается множество сторонников.

Как губернатор полюбил красных человечков

То, что представляет из себя Пермь сегодняшняя, само по себе явление удивительное. Всего за пару лет городу удалось сильно преобразиться. Сегодня Пермь запросто может завлечь к себе тысячи туристов – потому что в городе есть, на что посмотреть: памятники, стрит-арт и множество креативных арт-объектов на улицах. Например, прославившиеся «красные человечки», которых полюбил даже «бескультурный» губернатор Басаргин. «Я не отношу себя к «терминаторам» и не собираюсь бездумно крушить то, что было сделано до меня, – заявил он через пару месяцев после вхождения в должность. – Каждую культурную инициативу мы обсудили с теми, кто это начинал. Из того перечня, который мы обсуждали, ни один проект не выпал. Тех же красных человечков мы точно никуда не отдадим. Это – наша история и наша культура».

Еще один символ современной столицы Прикамья – «Пермские ворота», который находится недалеко от железнодорожного вокзала. Это гигантская буква «П», собранная из сотен бревен – монументальность сооружения поражает.

Принципиальный момент для современной пермской культуры заключается еще и в ее полезности. Например, в столице Прикамья очень много граффити – не потому что тут много стрит-арт художников, а потому что с помощью краски из баллончиков маскируют «страшненькие» заборы вокруг строек и ветхие фасады старых домов. К «полезным» арт-объектам можно отнести и гигантские буквы, составляющие слово «власть» напротив пермского ЗакСо – на самом деле, это просто лавочки. Нельзя не вспомнить и про знаменитые пермские остановки, которые весьма функциональны – удобно расписаны маршруты, направления, и т.д. Правда, усилиями бескультурной части пермяков выглядят комплексы уже не так респектабельно, как в начале своего появления в Перми.

Как отмечает корреспондент «Нового Региона», нельзя не отметить и иронию, которая присутствует в пермских арт-объектах. Жители Прикамья, например, совершенно спокойно относятся к шуткам по поводу «пермскости». Приговоркой «пермяк – солены уши» здесь вряд ли кого-то можно обидеть. Больше того, ироничные пермяки поставили в центре города памятник с ушами. Есть и другой «юморной» памятник – пермскому медведю. Во-первых, это животное – гербовый символ края, во-вторых, так пермяки решили воплотить стереотип иностранцев о том, что в России по улицам ходят медведи. Кстати, нос у пермского мишки вытерт до блеска – потерев его, можно загадать желание.

Красная, зеленая, золотая

Немаловажно, что в Перми есть две пешеходных туристических линии – зеленая и красная, крайне удобные для туристов, которым, например, не хочется нанимать гида. Так, красная линия – романтический маршрут, на котором собраны интересные точки Перми, связанные с теми или иными love story, а зеленая объединяет 40 архитектурных объектов, памятников и арт-точек в исторической части города. При этом у каждого объекта есть стенд с описанием, так что туристу не приходится гадать, что перед ним, в отличие, например, от екатеринбургской красной линии, объекты которой вообще не снабжены никакими примечаниями. Как говорят пермяки, в городе может появиться еще одна линия – золотая. Она соединит достопримечательности, связанные со студенческими легендами и приметами.

Реальные пацаны

Впрочем, нельзя сказать, что Пермь – идеальный культурный город, в котором «даже птицы, пролетая над домами, терпят». Второе лицо столицы Прикамья – невероятное количество «реальных пацанов» на один квадратный сантиметр. Даже в центре Перми, например, на городской эспланаде, где проходят культурные фестивали, можно запросто встретить десятки местных жителей, имеющих к культуре, мягко говоря, опосредованное отношение – в спортивных костюмах, тапочках, с непременными пивными бутылками и семечками, так что поневоле задумываешься, а не часть ли это пермского бренда. И вот что удивительно – это действительно часть позиционирования Перми. Причем, благодаря знаменитому сериалу «Реальные пацаны» удалось этот «бренд» сделать положительным. Сами пермяки вполне спокойно относятся к тому, что воспетые в ситкоме ситуации – это реальность. Даже информационно-туристический центр Пермского края ратует за продвижение «пацанской» культуры в массы. Наверно, это и неплохо.

Город контрастов

В заключение прикамского путешествия стоит сказать, что Пермь, может, еще и не дотянула до культурной столицы Европы, как хотелось бы инициаторам проекта, но городом настоящих контрастов город можно смело назвать. Причем контрасты эти вполне спокойно уживаются друг с другом. Старые советские дома и архитектурные монументы, вроде местного ЦУМа или «древних» гостиниц почему-то нормально смотрятся рядом с жутковатыми новоделами из стекла и бетона. Соленые пермские уши не смущаются соседства с ленинско-марксистко-краснознаменными стендами. Пресловутые реальные пацаны в «адидасах» с удовольствием позируют на фоне красных человечков. Так что любому путешественнику, который предпочитает курортам Турции российские города, в Перми стоит побывать.

Комплекс скамеек

«Культурные» остановочные комплексы

Красный человечек

Пермский медведь

Пермь, Екатеринбург, Екатерина Норсеева

© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Пермь, Поволжье, Урал, Авторская колонка, Общество, Политика, Россия, Туризм, Фоторепортаж,