AMP18+

Екатеринбург

/

Свердловский минобраз превратился в «черную дыру» Бюджетные миллиарды тратятся неэффективно, а школьники тупеют

Свердловское министерство общего и профессионального образования превратилось в «черную дыру». Только в прошлом году самое дотационное министерство уральского региона неэффективно потратило 3,2 миллиарда рублей из областного бюджета. Результаты учебного процесса тоже не впечатляют – ЕГЭ свердловчане сдали хуже других регионов.

Сегодня министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов выступил с отчетом о состоянии системы образования в 2011 году, сообщает корреспондент «Нового Региона». В частности, глава ведомства отчитался по программам «Наша новая школа» и «Доступная среда» для детей-инвалидов, по реализации проекта патриотического воспитания юных свердловчан, количеству воспитанников детских домов, переданных под опеку, и другим вопросам.

Однако наибольший интерес членов правительства вызвало развитие сети дошкольных учреждений в Свердловской области. Выяснилось, что количество мест в детсадах в 2011 году выросло на 6,7 тысячи. На вопрос от одного из членов правительства «Почему так мало?» – Биктуганов пояснил, что министерство с радостью бы ввело больше дополнительных мест в детских садах, если бы было больше денег. В свою очередь свердловский премьер Денис Паслер пообещал, что в следующем году этот показатель увеличится в два раза – т.е. будет введено более 13 тысяч дополнительных мест в дошкольных учреждениях.

Как передает корреспондент «Нового Региона», ответ главы свердловского минобраза о нехватке средств, мягко говоря, удивителен – на фоне озвученных в следующей части доклада цифр. Так, по словам самого же Биктуганова, «неэффективные затраты в системе образования» региона в прошлом году составили 3,2 миллиарда рублей – это 12,7% от общего уровня затрат министерства. На вопрос председателя правительства Дениса Паслера, почему этот уровень так высок, Биктуганов ответил, что всему виной малое количество школьников. Так, по нормам, в городских школах должно быть 25 учеников на один класс, тогда как в данный момент этот показатель составляет в среднем 23,7 человека. Недобор наблюдается и в сельских школах, где комплектация классов нормируется 15 школьниками, а по факту в каждом классе учится лишь по 13 человек. В связи с этим Биктуганов напомнил, что чтобы уменьшить расходы, нужно продолжить сокращать малокомплектные и начальные школы.

Кроме того, по словам Юрия Биктуганова, на неэффективное расходование средств повлиял неправильный «кадровый расклад» в школах. По его мнению, на 65 педагогов должно приходиться 35 сотрудников обслуживающего персонала, тогда как на деле это не так. «В школах есть котельные, пищеблоки, к тому же психологи и дефектологи относятся к обслуживающему персоналу», – отметил Биктуганов, заявив, что последние две категории нужно переводить в педагогический состав.

Правда, присутствующих удивила неторопливость главы ведомства в решении финансовых проблем. Как он пояснил свердловскому премьеру Паслеру, сократить неэффективные затраты будет возможно только к 2020 году. «Почему так долго? Что, восемь лет с этим будем бороться?», – спросил глава правительства. «Нельзя просто так взять и, например, закрыть малокомплектную школу в сельской местности. Еще у нас составляющая в показателе неэффективных затрат по сравнению с 2011 годом увеличилась из-за того, что мы увеличили фонд заработной платы педагогов», – отметил Биктуганов.

В завершение своего отчета он, было, подчеркнул, что вопрос неэффективности расходования бюджетных средств – единственная проблема свердловского минобраза, однако Паслер оборвал его, заверив, что это не единственный вопрос и что другие проблемы также достаточно серьезны. «Большая доля в консолидированном бюджете области приходится на систему образования – больше, чем в Татарстане или Пермском крае, – отметил глава правительства. – А результаты ЕГЭ у нас почему-то низкие – особенно по физике и математике. Это с чем связано?».

Юрий Биктуганов поспешил «откреститься» от этой проблемы, заявив, что ее корни лежат в недостаточном финансировании образования в прошлом десятилетии. «Проблемы в сегодняшней системе образования, конечно, существуют, но это процесс не сегодняшнего дня, потому что образовательный процесс ведется 11-15 лет, и здесь результат дается, исходя из того, какие основы были заложены с приходом ребенка в систему образования, начиная с дошкольных учреждений. Основная успешность ребенка определяется подготовкой ребенка в детском саду, а, как вы знаете, эта система была практически полностью нарушена. Поэтому дети, которые сегодня выпускаются, показывают такие результаты. Природу ведь не обманешь», – зачем-то отметил Биктуганов.

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Наука, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,