Свердловский Минфин: систему питания в школах можно наладить хоть сейчас К скандальному закону о госсзакупках приняли «спасительные» поправки
Систему школьного питания можно улучшить уже в скором времени. В этом уверены в Минфине Свердловской области, где отреагировали на скандальные итоги проверки РЭК питания в школах и «элитных» гимназиях. Напомним, там вскрыли массовые нарушения – колоссальное удорожание продуктов и уменьшение детских порций. Нечистоплотные «комбинаты питания» выбирали сами школы по итогам конкурсов, а теперь ссылаются на несовершенство закона о госсзакупках.
Как рассказали «Новому Региону» в Министерстве финансов Свердловской области, там оказались буквально поражены масштабом и характером нарушений, выявленных в питании уральских школьников. Нарушения и впрямь шокируют: самое дорогие и при этом некачественные обеды готовят в так называемых «элитных» гимназиях Екатеринбурга. Торговые наценки на продукты в некоторых из них достигли 900%, при этом детей банально «обворовывают» – персонал отобранных по конкурсам в рамках 94-ФЗ фирм то ли экономит, то ли похищает продукты. В свою очередь в администрации Екатеринбурга говорят, что их многочисленные обращения в прокуратуру не помогают. Ведомство реагирует, но помочь не может: формально все конкурсы были проведены в соответствии с законом – комбинаты питания выбирали конкурсные комиссии учебных заведений.
Как поясняют в Минфине, действительно, действующий уже более 6 лет ФЗ о размещении заказов № 94-ФЗ имеет немало «перегибов». К таковым в министерстве относят введение процедуры открытого аукциона в электронной форме без учета специфики закупок. Но замечают – далеко не многие знают, что 23 июля этого года вступил в силу ФЗ № 122-ФЗ.
«Данные поправки, в том числе касаются организации школьного питания», – рассказали в Минфине. Первое и самое главное – закупку пищевых продуктов и услуг питания заказчик – т.е. школа, гимназия, лицей – без разницы – вправе осуществлять путем проведения открытого конкурса. «Как известно, при проведении конкурса возможно установить критерии квалификации», – обращают внимание на разницу в министерстве.
При этом 122-ой закон позволяет заказчику заранее выставить требование об указании опыта конкурсантов на организацию школьного питания, отмечает корреспондент «Нового Региона». «Это нововведение должно повысить качество питания, которое вызывает много нареканий, особенно в детских учреждениях», – добавляют в Минфине.
Второе немаловажное изменение – в реестр контрактов заказчики должны будут также вносить сведения о принятых решениях по взысканию с поставщика (подрядчика) неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта. Таким образом, отныне любое учебное учреждение еще на этапе конкурса сможет выяснить – не пытаются ли в их случае получить контракт недобросовестные фирмы.
Четвертое и очень важное изменение, которое дал 122-ой закон: из списка способов обеспечения исполнения контрактов исключено поручительство. «Данный способ обеспечения себя не оправдал как надежный правовой инструмент. Появилась практика выдачи за вознаграждение в 2-3% поручительств «фирмами-однодневками», не имеющих активов, а также мошенническими структурами. В связи с указанной проблемой ФАС России еще в начале 2012 года направлял в регионы перечень недобросовестных поручителей. Но на практике отклонить таких псевдопоручителей было практически невозможно», – говорит пресс-секретарь Минфина Арина Батурина. – На сегодняшний день данная проблема законодателем решена».
Таким образом, поясняют в Министерстве, при закупке услуг питания заказчик – т.е. школа или «элитная» гимназия уже сегодня вправе установить требования к опыту и квалификации исполнителя услуг, а также предусмотреть обеспечение контракта. В их качестве могут выступать залог денежных средств или банковская гарантия.
Как напоминает корреспондент «Нового Региона», ФЗ №94 о госсзакупках вызывает нарекания с самого начала принятия и вступления в силу. Общеизвестно, что его создавали в рамках борьбы с коррупцией, но как это часто водится в России – он предоставил новые, более гибкие условия для нарушений. В первую очередь от закона потребовали неукоснительного соблюдения закупочных процедур. «Сегодня можно констатировать, что в целом процедуры соблюдаются, а коррупцию не победили», – признают в областном Минфине.
И приводят пример – у действующего закона, действительно, немало «перегибов». Например, открытые аукционы в электронной форме привели к тому, среднее количество заявок на один контракт не дотягивает и до двух, более 50% контрактов заключается по начальной цене, а сами контракты выигрываются вне зависимости от наличия опыта у конкурсантов. Все это приводит к новым, не менее диким, чем прежде нарушениям.
По свидетельству администрации Екатеринбурга и самих учебных заведений, конкурсы по определению фирм-поставщиков питания проходят централизованно – всеми школами в одно время. В случае с гимназиями №13 и №94 Октябрьского района Екатеринбурга фирма-нарушитель «Аппетит» выиграла конкурсы в январе 2012 года. Таким образом, еще несколько месяцев детям придется довольствоваться ее работой. И лишь потом скандальный общепит заменят другим. Видимо, не ранее января 2013 года. Остается надеяться, что тогда педагоги учтут рекомендации Минфина, отмечает корреспондент «Нового Региона».
Ссылка по теме:
Шок: на Урале обвешивают и «объедают» учеников «элитных» гимназий (ФОТО) >>>
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».