Кремль решил приласкать губернаторов
В России началась работа по формированию расширенного правительства. Об этом накануне заявил премьер Михаил Фрадков. В новую версию кабинета министров войдут руководители регионов. По словам Фрадкова, это позволит объединить усилия «для повышения конкурентоспособности российской экономики и обеспечить необходимые темпы ее роста». Ответственным за работу расширенного правительства премьер назначил главу аппарата кабинета министров Сергея Нарышкина, который должен будет «организовать в аппаратном ключе работу так, чтобы новая структура начала функционировать с первых дней ее создания, и чтобы поездки министров в регионы приносили результаты». По словам членов правительства, расширенный кабмин будет создан для усиления эффективности работы исполнительной власти и усиления роли губернаторов, которые будут подключены к поиску точек экономического роста, в том числе к выполнению задачи по удвоению ВВП.
Между тем эксперты уверены в том, что формирование расширенного правительства является началом предвыборной пиар-компании российского президента. А поэтому, ни на улучшение экономики, ни на усиление роли регионов рассчитывать не приходится. А статус, который на самом деле ждет губернаторов, называется не член правительства, а «козел отпущения».
Эдуард Абелинскас политолог:
Надо начать с того, что ситуация для федерального центра сейчас сложилась очень серьезная. В последние годы Москва перетянула на себя максимум полномочий (губернаторы были лишены права избираться, выборы по одномандатным округам запретили), но когда у тебя сконцентрированы все властные ресурсы, то и ответственность за все принятые решения лежит на тебе. Сейчас в стране очень непростая экономическая и социально-политическая обстановка, а впереди серьезнейший выборный цикл. Что остается делать президенту? На уровне видимости подключать региональную элиту к процессу решения важнейших для страны вопросов, чтобы потом было на кого переложить ответственность. Можно, конечно, представить, что администрация президента и сам Путин начинают учитывать мнение элитных групп, но к реальным результатам это не приведет. Ну, есть у нас тот же Госсовет, и что? Съезжаются туда свадебные генералы, пообсуждают что-нибудь. А результатов никаких потом нет.
Так что расширенное правительство – это якобы широкий жест навстречу губернаторам, «кость» для элитных групп, возможность решить свои мелкие шкурные интересы, не более. Это перекладывание на губернаторов ответственности, без передачи им финансовых полномочий.
Константин Киселев глава уральской гильдии политконсультантов:
Расширенное правительство это не экономический, а административный механизм. Его функции, на мой взгляд, таковы:
Во-первых, это снятие ответственности с федерального центра за все принятые решения. Ведь если теперь губернаторы будут присутствовать на заседании правительства, можно будет заявить: «Главы регионов участвовали в обсуждении вопроса, так что решение принято не единолично Москвой». Хотя всем понятно, что губернаторы никогда не будут играть первую скрипку.
Во-вторых, это хоть и маленькая, но дача возможности губернатором лоббировать в Москве свои интересы. Этот механизм выгоден слабым, не имеющим сильного лобби губернаторам.
В-третьих, это попытка попробовать выстроить горизонтальную связь между губернаторским корпусом. Ранее отстаивая свои интересы, главы регионов никогда не учитывали интересы соседних территорий. А являясь членами правительства, они будут вынуждены совместно обсуждать те же финансовые вопросы, согласовывать их не только с федеральным центром, но и друг с другом. Раньше те же Россель или Собянин могли приехать в Москву и, как сильные губернаторы, пролоббировать свои финансовые интересы. А теперь им придется делиться. Например, выделяется из бюджета миллиард рублей на какие-нибудь региональные нужды, вот они будут сидеть на правительстве в окружении остальных губернаторов и сообща делить, кому сколько достанется.
Олег Матвейчев политтехнолог, руководитель консалтинговой группы Bakster group:
Проблема недовольства среди губернаторов по поводу централизации власти и экономики существует. Глухое недовольство среди глав регионов постепенно накапливалось. Чтобы сгладить ситуацию, сначала им вернули ряд полномочий (про деньги тут речи не идет), разрешили участвовать во всяческих согласованиях и назначения, а теперь предлагают войти в расширенное правительство. Мол, раз все деньги в центре, то давайте вы будете принимать участие в том, как мы их «пилим». Думаю не стоит переоценивать новую инициативу Москвы, поскольку никто из губернаторов не будет сидеть и «пилить», такие вещи делаются в коридорах власти и совсем другими людьми. Но нельзя и недооценивать. Расширенное правительство может стать для губернаторов маленьким лоббистским инструментом. Уж лучше иметь возможность, сидя на заседании кабмина, заявить в лицо Фрадкову о своих проблемах, чем сидеть в своей глуши и тихо возмущаться. В общем, хочу сказать, что возможность периодически говорить лично с премьер-министром, вещь не лишняя.
Корреспондент «Нового Региона» попытался выяснить позицию Свердловского губернатора относительно формирования расширенного правительства. Обычно словоохотливый Эдуард Россель на это раз высказался довольно загадочно. «Я свою позицию лично изложил Михаилу Ефимовичу на встрече с ним в Свердловской области. И окончательное слово остается за премьером», – сказал губернатор корреспонденту агентства.
Не исключено, что Россель весьма скептически относится к новой инициативе федерального центра – ведь в конце 90-х годов ему уже довелось побывать членом российского кабинета министров.
Напомним, в 1998-1999 годах с «легкой руки» экс-премьера Евгения Примакова все главы регионов России стали считаться членами правительства. Они на равных участвовали в заседаниях, для них даже были выделены два ряда кресел в Белом доме в зале, где заседает правительство. Они там сидели и наравне с министрами могли участвовать в обсуждениях. Однако в итоге такая практика перестала существовать, и произошло это по самой простой причине: все губернаторы тогда сидели в Совете Федерации, там они могли осуществлять все свои властные полномочия на самом деле, принимая или не принимая закон, а не на уровне обсуждений.
Екатеринбург, Дарья Травкина
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».