На II Уральской биеннале художники работают на заводах, заводчане танцуют, а стихи «читают» руками
Сегодня в Екатеринбурге состоится официальное открытие второй Уральской биеннале современного искусства. На этот раз в рамках международного художественного проекта впервые художники поработают на заводах по всей Свердловской области, Оперный театр покажет балет в цехах «Уралтрансмаша», а стихи Бориса Рыжего «прочитают» руками.
Официальное открытие второй Уральской биеннале современного искусства – международного художественного проекта, который направлен на взаимодействие актуального искусства и действующих промышленных предприятий – состоится сегодня вечером. А с завтрашнего дня большинство павильонов и выставок в рамках биеннале будут доступны всем посетителям.
В 2012 году биеннале продолжает идеи, которые зародились при проведении первого форума в 2010 году: художники из более чем 30 стран мира будут пытаться связать промышленность и искусство, придать индустриальным объектам художественную ценность, постараться увязать в единое целое советское и постсоветское наследие, производство и потребление в разных сферах. Минус нынешней биеннале – в том, что нет единой программы мероприятий, которая помогла бы посетителям сориентироваться: что, где, когда будет происходить. Все проекты «разбросаны» по разным разделам сайта форума. «Новый Регион» в своем материале попытался охватить хотя бы некоторые из интересных выставок и представлений.
Художник «разрядит» угрозы в Екатеринбурге
Сегодня открывается основной проект биеннале – выставка куратора, художественного критика Ярославы Бубновой, которая разместится в здании типографии «Уральский рабочий». Название проекта «Самое себя глаз никогда не видит» – строчка из Иосифа Бродского, который в свое время обозначил ей необходимость поиска проводника для человека в условиях постоянных угроз и опасностей современного мира.
«Мы хотим понять, как взгляд художника делает мир менее опасным – как если бы мир был заминирован – как художники видят, где расположены «мины», области жизненного мира воспринимаемые как опасные, угрожающие. Такими областями являются, к примеру, прошлое как таковое, влияние промышленности на окружающую среду, политика, насилие, война, уличные беспорядки, террористические угрозы и т.п. – мир по-прежнему опасен, хотя какие-то его части, центральные или не центральные, по-разному понимают свои локальные опасности. Эта выставка о том, как художники используют свое зрение, чтобы «разряжать» угрозы», – поясняет основную задумку автор проекта Ярослава Бубнова.
Также в рамках основного проекта выступят 30 других художников из разных стран мира. Например, Кутлук Атаман в своей экспозиции собрал 40 телевизоров, в каждом из которых идет интервью с обитателями турецкого гетто. А житель Екатеринбурга Владимир Селезнев собрал лозунги последних избирательных кампаний и расписал ими отдельный зал. Правда, с первого взгляда надписи не заметны, они окружают человека только при свете определенных ламп. Автор считает, что предвыборные обещания актуальны только во время самой кампании, после выборов о них забывают – потому и лозунги исчезают при выключении лампы.
Балерины и трудяги – в одном балете
Помимо основного проекта, на биеннале пройдет множество параллельных и специальных мероприятий, как в Екатеринбурге, так и в городах области. Одно из самых ожидаемых публикой – это единственный экспериментальный показ балета «Н2О» Театра оперы и балета в цехах завода «Уралтрансмаш», который состоится 22 сентября. Эксклюзивную хореографическую постановку главный худрук балета театра Вячеслав Самодуров называет «балетной инсталляцией» в индустриальном пространстве. Помимо 20 артистов, в спектакле задействуют и обычных сотрудников завода, правда пока держится в тайне – как именно.
Представление будет длиться всего 30 минут и не будет похоже ни на один из спектаклей Оперного. Поддаваясь индустриализации искусства в рамках биеннале, худрук решил ставить балет под электронную музыку с привлечением световых эффектов и проекции. К слову, билеты на «Н2О» раскупаются достаточно быстро: солисты классического балета в стенах ранее «закрытого» режимного предприятия по выпуску артиллерийского орудия – такого в Екатеринбурге еще не было.
Также будут представлены и другие специальные проекты. Так, известная во всем мире американская художница Свун сделает проект-апликацию, который разместится на козырьке здания управления Завода по обработке цветных металлов. Представитель Эрмитажа, Дмитрий Озерков сделает выставку-размышление о технологичности и мастерстве в искусстве и в промышленности в одном из заводских цехов – пространстве нетипичном для его выставок. Арт-критик Валентин Дьяконов проведет экскурсию, которая предлагает воспринять зал классического государственного музея как современную инсталляцию, а сама оказывается перформансом.
Стихи Бориса Рыжего «прочитают» руками
Параллельная программа биеннале будет проходить во многих городских музеях и галереях искусств. Посвящена она теме развития городов в индустриальный и постиндустриальный период и ее отражению в творчестве местных авторов и зарубежных художников. Самым интересным здесь обещает стать театральный перфоманс «Рыжий», режиссером которого стал Александр Вахов, а роль Бориса Рыжего исполнит Антон Макушин из «Коляда-Театра». Благодаря технике жестовой песни, исполнять стихи уральского поэта будут не только голосом, но и руками – кто хоть раз видел концерты жестовой песни, понимает, насколько это захватывающе.
«Творчество уральского поэта Бориса Рыжего, покончившего жизнь самоубийством в 2001-м, насквозь пропитано лихой атмосферой городских окраин и задворков промышленной зоны. Его сравнивают с Есениным и Маяковским. Называют «последним советским поэтом» и самой молодой звездой поэзии новейшего времени. Его слова обжигают и заставляют улыбаться несмотря ни на что, они открыто говорят о законах улицы и обреченно светло поют о любви», – говорится в анонсе перфоманса.
По словам режиссера Александра Вахова, от классических площадок в пользу музея «Литературная жизнь Урала. ХХ век» отказались намеренно, поскольку здесь недавно открылся новый зал, посвящённый писателям Урала второй половины ХХ века, там есть и Борис Рыжий, поэтому представление получится более символичным. Камерность – а зал рассчитан всего на 30 зрителей – также создает особую атмосферу причастности к происходящему. Пефомансы будут идти почти каждый день с 14 сентября по 4 октября в 19:00.
Каждому художнику – по заводу
На этой биеннале впервые художники смогут поработать на промышленных объектах в разных городах Свердловской области. А жители Екатеринбурга смогут увидеть результат работы в арт-резиденциях на специальной выставке на Центральном стадионе.
Так, например, в рамках подготовки к биеннале некоторые арт-объекты уже подготовили. В Дегтярске известный екатеринбургский уличный художник создал скульптуру под названием «Камю». Скульптура в виде собранной из книг сферы диаметром 4 метра помещается на вершине заброшенного террикона на окраине города. «Гора, образовавшаяся из отработанной породы, – свидетельство индустриального прошлого города – становится постаментом для современной скульптуры», – поясняют организаторы.
Также можно будет посмотреть проекты в Нижнем Тагиле, Невьянске, Верхней Салде, Верхотурье и других городах.
Одной из основных площадок стала типография «Уральский рабочий»
Балет «Н2О» Театра оперы и балета пройдет в цехах завода «Уралтрансмаш»
Стихи Бориса Рыжего «прочитают» руками
Проект «Камю» в Дегтярске
Екатеринбург, Ольга Тарасова
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».