Уральский киноскандал вышел на федеральный уровень
Скандал на Свердловской киностудии получил неожиданное развитие. Творческий коллектив студии, добивающийся снятия с должности нынешнего директора Михаила Чурбанова обратился за помощью к министру культуры РФ Александру Соколову, руководителю Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилу Швыдкому, а также к свердловскому губернатору и уральскому полпреду с просьбой немедленно вмешаться в ситуацию. Уральские кинематографисты отправили вышеуказанным лицам открытое письмо, в котором подробно описали результаты деятельности господина Чурбанова, направленной на развал и ликвидацию Свердловской киностудии. «Новый Регион» приводит письмо, под которым стоит более ста подписей, с небольшими сокращениями.
«Выступить с этим обращением нас побуждает глубокая озабоченность судьбой Свердловской киностудии, с которой связана жизнь каждого из нас. Мы – представители разных кинематографических профессий, всегда гордились уникальностью нашей студии, широтой ее творческого диапазона. Киностудия, созданная в годы войны, знала времена расцвета и упадка. Но сегодня мы со всей ответственностью заявляем, что никогда еще ее положение не было столь тяжелым и критическим.
Может казаться, что именно сегодня, когда фильм «Первые на Луне» Алексея Федорченко получил международное признание, это письмо несвоевременно, поскольку многие восприняли эту победу как знак возрождения Свердловской киностудии. В СМИ звучат победные реляции директора Михаила Чурбанова, который «ничтоже сумняшеся» принимает на свой счет поздравления от высокопоставленных персон, не упоминая, что фильм был запущен в производство еще при прежнем директоре студии. Чурбанов не упоминает и том, что в процессе съемок создатели фильма постоянно сталкивались с недоброжелательностью и скептическим отношением к кинокартине со стороны директора киностудии. Не случайно Федорченко наотрез отказался ставить в титры фамилию Чурбанова, как генерального продюсера – фильм состоялся не благодаря, а вопреки его усилиям. И это лишь один пример кипучей деятельности М.А. Чурбанова.
Роковой момент в жизни Свердловской киностудии настал, когда к удивлению коллектива, при весьма невнятных обстоятельствах место директора занял Чурбанов. Мотивируя свои действия сокращением объема производства (напомним, что это происходило в начале возрождения российского кино) новый директор планомерно продолжил начатое еще до него разрушение технической базы киностудии: резко сокращен монтажный цех, ликвидирован гримерный цех, подверглись разорению склады реквизита и костюмов; профессиональное оборудование и павильоны используются не по назначению, а студийную кино- и звукотехнику по срокам ее эксплуатации свободно можно заносить в Книгу рекордов Гинесса. И не удивительно, ведь на киностудии упразднен технический совет и должность главного инженера. Не менее деструктивна и политика директора в решении творческих проблем. Чурбанов упразднил художественный совет. Все творческие вопросы и репертуарную политику студии он теперь определяет единолично. Решение вопросов, не входящих в компетенцию директора, берет на себя человек, не имеющий, к тому же, ни специального образования, ни хотя бы, опыта творческой работы.
Кадровая политика Чурбанова оставляет ощущение абсурда. Процентное соотношение специалистов и клерков на студии – один к трем в пользу последних. Чурбанов не терпит вокруг себя образованных и компетентных специалистов. И сегодня даже «триумфаторы» – режиссер Алексей Федорченко и продюсер Дмитрий Воробьев на студии уже не работают – их вынудили уволиться. За время правления Чурбанова на студии сняты фильмы «Егерь» и «К нам пришел ангел», где основу съемочных групп составляли москвичи. Они разделяют мнение уральских кинематографистов о профнепригодности М.А. Чурбанова.
Приход на Свердловскую киностудию нового руководства породил небывалую степень бюрократизации всех сфер деловых и производственных отношений. Многочисленные надуманные структуры не работают. Поражает непрофессионализм и незаинтересованность в вопросах кинопроизводства принимаемых вновь работников. Подчеркиваем, тут дело не в конфликте поколений, как пытается представить Чурбанов. Речь не идет об естественной замене немолодых сотрудников молодыми профессионалами, а о замене высококлассных специалистов некомпетентными людьми, кинематографистов – менеджерами и чиновниками. Дилетанты плодят структурные схемы, ставящие профессионалов в тупик. Так, цех съемочной техники под руководством опытного киноинженера, выпускника ЛИКИ В.С.Осовского объединен с осветительным и пиротехническим цехами, и руководить «объединением» поставлен… пиротехник. Цех компьютерной графики и спецэффектов возглавил вчерашний системный администратор.
Нельзя особо не отметить и то, что руководством киностудии грубо попираются нравственные и этические нормы, что не раз вызывало справедливое возмущение творческих работников. Так, накануне 60-летия Победы руководство запретило проведение в корпусе киностудии траурной церемонии прощания с участником великой отечественной войны И.И.Мироновым, на протяжении многих лет работавшим главным механиком киностудии. А сам директор в заявлениях прессе позволяет себе оскорбительные намеки в адрес уважаемых и известных в стране людей.
При безудержной имитации успешной работы, практику которой, надо признать, блистательно освоил Чурбанов, на деле его производственно-экономическая деятельность оптимизма не прибавляет: заявленные бизнес-проекты проваливаются. «Реформы» вылились в преобразование структуры киностудии на манер торговой конторы. Основной вид деятельности конторы – сдача в аренду производственных помещений киностудии. Один из показательных проектов господина Чурбанова – торговый центр в здании киностудии с нахальным названием «Синема-центр» (что вводит горожан в заблуждение). Многие, не зная, что там внутри, искренне радуются возрождению киностудии. Огромный корпус бывшего цеха обработки пленки сдан в аренду, хотя мог бы быть хотя бы частично использован в интересах кинопроизводства. При этом монтажеры и звукорежиссеры ютятся в каморках без окон и вентиляции, наспех приспособленных для производства. Признаки ползучего захвата «в аренду» видны и в последнем корпусе студии. Таким образом, вместо развития кинопроизводства, наращивания объемов и оснащения современной техникой идет процесс по захвату недвижимости в центре города. А для отвода глаз Чурбанов с СМИ обещает переплюнуть Голливуд, расписывает перед руководством области и Федеральным агентством маниловские планы грандиозных проектов.
Все мы убеждены, что широковещательные пиар-акции директора при минимализации кинопроизводства служат прикрытием иным «глобальным целям». Поэтому в структуре нынешней конторы (назвать это студией язык не поворачивается) есть экономический департамент, юридический департамент, департамент недвижимости (один из основных!), но нет в ней департамента, который бы занимался кинопроизводством.
Просим незамедлительно принять все возможные меры, чтобы остановить процесс разрушения и ликвидации Свердловской киностудии. Для этого, в первую очередь, необходимо поставить во главе киностудии компетентного, честного и достойного руководителя», – говорится в открытом письме.
Между тем, как стало известно «Новому Региону» директор киностудии Михаил Чурбанов узнавший о том, что творческий коллектив намерен обратиться в Минкультуры РФ, позавчера вылетел в Москву, предварительно пообещав ряду сотрудников студии, что «у них ничего не получится и они поплатятся за содеянное».
Екатеринбург, Дарья Травкина
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».