Церковь обскакала партии: креативный пиар на Урале теперь только в епархии
Свердловские партийцы с этой осени начали готовиться к грядущим выборам в областную думу. Прогнозы на будущие кампании неутешительные – все они обещают быть весьма скучными. Эксперты утверждают, что времена искрометного и увлекательного пиара прошли, сейчас любую партию на Урале переплюнет даже епархия. Почему партийный креатив стал столь безликим и ущербным – в расследовании «Нового Региона».
Национальные особенности уральского пиара
Уральский партийный пиар, последнее время делится на две категории – полное скудоумие или бредовая фантазия. Первым грешат консервативные коммунисты и узколобые «единороссы», вторым страдают излишне эмоциональные демократы. Одним из самых распространенных традиционных и скучных пиар-ходов стали уличные акции – митинги, пикеты и собрания. Замечено, что местным партфункционерам, пользующимся традиционными технологиями, совершенно не интересен тот факт, что подобные уличные выступления уже давно потеряли актуальность, не креативны и не вызывают интереса у граждан.
«Мы часто проводим уличные мероприятия. Вообще у нас этим заведует Владимир Краснолобов, согласно спущенным сверху директивам он организует тематические митинги, шествия. Завтра мы намерены присоединиться к акции протеста милицейского профсоюза, потом про 7 сентября начнем думать», – подтвердила отсутствие всякого креатива среди свердловских коммунистов секретарь обкома свердловского отделения КПРФ Римма Ежова. Пожалуй, самой креативной (с 17 года) акцией уральских коммунистов стал объявленный ими конкурс на лучший проект мемориальной доски автору Интернационала Аркадию Коц, могила которого неожиданно была обнаружена на Михайловском кладбище в Екатеринбурге.
Другая категория уральских партийцев, наоборот, старается выделиться из общей массы, и посредством мозгового штурма рождает нечто оригинальное, что профессиональные политконсалтеры называют не иначе, как «креативный маразм».
Свердловское отделение Партии Жизни одним из пунктов своей программы сделало защиту выхухолей. Члены челябинского отделения «Родины», поддерживая голодовку своего московского руководства, голодали в здании хлебозавода! «Верхом креативного маразма считаю летнюю акцию партии «Яблоко», которая называлась «водитель, уступи дорогу пешеходу». Молодые люди бросались наперерез транспорту в том месте, где, по правилам, пешеходам вообще нельзя переходить дорогу. В результате «Яблочники» и водителей взбесили и своих ребят чуть не угробили», – привел пример глава уральской гильдии политконсультантов Константин Киселев. По его словам, главная проблема серости или несуразности политического пиара заключается в том, что партии не освоили технологических стандартов, у них нет ярких харизматичных лидеров, им нечего сказать людям.
«Программы у всех одинаковые «земля – крестьянам, вода – матросам, ацидофилин – ацидофилам». Нет внятной идеологии. В результате и кидаются на автомобили», – резюмировал политолог.
«Вот сейчас в Подмосковье прошла целая волна выборов. Выбирали мэров городов. Все они, как один, «осваивали» выборные деньги – выпускали календарики со своими физиономиями и все. Да если бы они под машины бросались, я бы аплодировал!», – заступился за уральцев известный политтехнолог, глава московского представительства «Bakster Group» Олег Матвейчев.
Кто виноват?
Одной из причин отсутствия креатива в действиях свердловских парторганизаций политологи называют их недостаточное финансирование. В связи с выстраиванием в стране системы с доминирующей партией власти, Кремль заинтересован в том, чтобы оппозиционные партии получали как можно меньше голосов. Федеральным центром принимаются меры по сокращению «штата» спонсоров, способных отстегнуть деньги на предвыборные кампании ряда партий. В результате, партийцам приходится на чем-то экономить. Зачастую «этим чем-то» становится собственный пиар.
«Из соображений экономии, партии не приглашают профессиональных креэйторов, стремятся сделать все своим колхозом – от этого и вся убогость. Получается бег по кругу по граблям», – говорит политолог Анатолий Гагарин.
Совершенно иную причину ущербности политического креатива видит кандидат политических наук, ученый секретарь УрО РАН Виктор Мартьянов. По его словам, все дело в том, что постепенно свертывается само пространство региональной политики. Местным ячейкам незачем напрягаться, поскольку повестку дня для них все равно определяет московское руководство. «Те же свердловские отделения ЛДПР или КПРФ могут вообще не проводить никаких акций и не думать о своем пиаре. И все равно получат свои проценты за счет федеральных отделений, за счет своих лидеров, – рассуждает Мартьянов, и тут же добавляет, что на федеральном уровне креатив тоже находится при смерти. – Пространство сужается до 3-4 партий. Этим основным партиям ни к чему беспокоиться о своем креативе, проводить какие-то акции, привлекать спонсоров и электорат, поскольку все это уже у них есть».
Стоит отметить, что мощное федеральное спонсорство действительно расслабило представителей самой многочисленной партии «Единая Россия». Они перестают считать креатив чем-то актуальным. И сообщают, что отказались от него намеренно.
Что делать?
«Помните, раньше всем было обещано строительство коммунизма за 20 лет? Не получилось. Потом пришел Горбачев и пообещал, что у каждого будет квартира. Не получилось. Мы намеренно уходим от больших популистских программ, громких лозунгов и акций. Вместо этого занимаемся реальными делами для улучшения качества и уровня жизни людей, – рассказывает лидер фракции «ЕР» в свердловской облдуме Анатолий Мальцев. – Вот, сегодня я вручаю машину «скорой помощи» одной из больниц Каменска-Уральского. Мы купили ее на деньги нашего отделения. До этого мы выделили из нашего фонда 500 тысяч на поликлинику госпиталя ветеранов всех войн и много еще чего сделали».
Мотивация и стимул максимально активизироваться сейчас есть только у тех партий, которые не вошли в российский парламент и сильно сдали свои позиции в регионах. Таким образом, в этом политическом сезоне можно ожидать сюрпризов от «Яблока», РПП и СПС.
«Мы, понимаем, что уличные акции умирают и, наоборот, собираемся уйти в другую сторону. Будем заниматься просветительно-образовательными программами, – комментирует вопрос о недостатке креатива лидер свердловского СПС Константин Карякин. – Происходить это будет примерно в такой форме – есть, например, целевая аудитория (в основном упор будет сделан на студентов) и она хочет пообщаться с лидером СПС. Я буду лично ходить на такие встречи, и общаться с людьми. Сейчас этот проект находится в разработке и начнет реализовываться уже в ближайшие месяцы».
За креативом – к Богу!
Между тем, как бы не старались сейчас партии, по оценкам экспертов, лидер в борьбе за свердловский электорат уже давно определился и это отнюдь не богатая «Единая Россия» и не оригинальные СПС и «Яблоко». Согласно статистике, политику обогнала религия. И лучшим креэйтором на Урале признана екатеринбургская епархия. Даже политологи признали заслуги священнослужителей на ниве пиар-технологий.
«Православные в этом смысле круче, чем партии. «Не ходите, дети, в «Клон», там поставят вас в наклон». Это просто супер! Это до сих пор все помнят. Священнослужители действительно обогнали политиков в плане громких запоминающихся акций», – считает Анатолий Гагарин.
«Действительно, екатеринбургская епархия сильно работает. Она на всю страну известна, – согласился с коллегой Олег Матвейчев. – Чего только стоит тот факт, что количество воцерковленных людей за последние годы увеличилось с 5 процентов до 15. В то время, когда в партии простой народ больше вступать не хочет. Только чиновники туда идут, да и тех, как известно, заставляют».
Екатеринбург, Дарья Травкина
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».