AMP18+

Екатеринбург

/

В свердловских партиях перестали красть

Воровать партийные деньги стало не выгодно и не модно. Об этом сегодня заявляют уральские партфункционеры. По их словам, столь благоприятные тенденции наметились не столько потому, что «у кого-то появилась совесть», а по причине вопиющей бедности или баснословного богатства местных партийных отделений.

«Практически все местные отделения испытывают дефицит финансирования и работают на общественных началах, – говорит лидер свердловского отделения Российской партии пенсионеров Евгений Артюх. – Доход нашего отделения РПП складывается из партийных взносов и добровольных пожертвований от физических и юридических лиц. Однако этих денег не хватает. Мне самому приходится финансировать отделение из своего кармана. Спрашивается, зачем мне обворовывать самого себя?».

«Вместе с членскими взносами и добровольными пожертвованиями у нас выходит в среднем от 1000 до 3000 долларов в месяц на развитие местных отделений. Сумма небольшая, но мы можем себе позволить участвовать в акциях и проектах, – рассказывает лидер свердловского «Яблока» Мария Дронова. – Я сама несу свои деньги в партию, поэтому не вижу смысла в нецелевом использовании. Думаю, что сейчас никто не ворует, даже «Единая Россия», поскольку там сами по себе люди очень богатые. А в остальных партиях дефицит средств, едва хватает на проведение мероприятий».

В приватных беседах партфункционеры признаются, что, не считая самых мелких политических организаций, они считают самыми бедными коммунистов. Секретарь обкома по идеологии свердловского обкома КПРФ Владимир Краснолобов косвенно подтвердил подозрения своих коллег, наотрез отказавшись называть размер «золотого партийного фонда» и назвав эту информацию секретной. Однако чуть позже коммунист с отчаянием признался, что денег не хватает. «Ну, как вы думаете, 41 процент от общей суммы взносов, которые имеют право оставить себе на развитие региональные отделения, это много?!», – пожаловался он. По его словам, размер членских взносов составляет 1 процент от дохода каждого конкретного коммуниста. Однако, общее количество членов свердловского отделения собеседник агентства назвать постеснялся.

Не менее засекреченной оказалась и самая зажиточная, по мнению уральских партийцев, «Единая Россия». Корреспонденту «Нового Региона» не удалось получить информацию о том, какую сумму получает региональная ячейка от членских взносов, много ли у «единороссов» добровольных жертвователей, по какому принципу распределяется «партийное золото» и хватает ли местным отделениям на жизнь. «Существует общероссийский фонд поддержки «Единой России», у нас в нем есть свое отделение. Надо нам, например, поехать в Беслан для поддержки местных жителей – мы из этого фонда деньги берем на поездку, на билеты. Случаев хищений у нас не было, у нас жесткий контроль, никому даже в голову не придет такое», – пояснили в пресс-службе «ЕР».

И все-таки некоторым «единороссам» деловая нечистоплотность все-таки присуща. Иногда им удавалось присвоить себе партийные деньги. Так в 2002 году в Каменске-Уральском предвыборная кампания закончилась досадным инцидентом – там исчез кандидат в депутаты от партии «Единая Россия» москвич Юрий Цыбакин, причем исчез вместе с партийными деньгами, выделенными на предвыборную кампанию. По некоторым оценкам, речь шла о трехстах тысячах долларов.

Ради справедливости надо отметить, что воровство процветало и в других партиях. Там где действительно был жесткий контроль за «наличкой», прикарманивалось имущество. В том же 2002 году было возбуждено уголовное дело против бывшего координатора свердловского отделения ЛДПР Александра Иванчина-Писарева. В ходе проверки было установлено, что с баланса свердловской организации ЛДПР пропало большое количество оргтехники и транспорта. В их числе – шесть автомобилей, четыре компьютера, ксероксы, факсы, видеодвойки и видеокамеры.

С тех пор, по признанию «соколов Жириновского», кроме агитационных материалов: маек, футболок, кепок с символикой ЛДПР, ничего из Москвы им не присылают. За каждую копейку, потраченную на проведение мероприятий, требуют подробного отчета. Партийных взносов у ЛДПР нет, на личные амбициозные проекты и акции, местное отделение вынуждено зарабатывать самостоятельно.

«Приходится привлекать кого-нибудь, искать жертвователей. Впрочем, вскоре ситуация может улучшиться – в Москве сейчас решают вопрос об утверждении членских взносов, уже даже открыт соответствующий счет, – рассказывает пресс-секретарь свердловского отделения ЛДПР Артем Лукьяненко. – Впрочем, мы и сейчас не бедствуем, потому что особо не тратимся – арендовать помещения нам не нужно, у нас есть квартира Жириновского и приемная депутата Госдумы Скорлукова. А зарплаты наши активисты получают из российского или областного бюджетов, так как устроены на должности помощников депутатов».

Между тем, несмотря на постепенное искоренение воровства как явления, партфункционеры предлагают сделать процесс формирования партийных бюджетов еще более прозрачным.

«Например, мы решили сделать открытый фандрайзинг. Составим открытый список политиков, предприятий и прочих лиц, к которым намерены обратиться за материальной помощью. Мы считаем, что такие процессы, как формирование партийных бюджетов должны стать достоянием гласности, – говорит Евгений Артюх. – А то кто-то может стоять на «левой» платформе, а деньги брать у самых что ни на есть буржуев. Или вот, «Единая Россия», по моему мнению, причисляет себе средства областного бюджета. Они вообще хорошо живут за счет административного ресурса».

Большие надежды в плане открытости и честности формирования бюджетов, свердловские партфункционеры возлагают на закон о политических партиях, согласно которому с 2006 года полномочия по контролю за финансовой деятельностью партий передаются центральной и региональным избирательным комиссиям.

По мнению партийцев, это позволит более тщательно отслеживать расходы политических организаций, а также сделать прозрачными каналы поступления средств на их счета.

Для справки:

Членские взносы в КПРФ составляют 1 процент от дохода обладателя партбилета.

РПП – сумма членских взносов равна также 1 проценту от официального дохода. Неработающие пенсионеры платят 3 рубля в месяц. Часть из этих денег отправляется в Москву на содержание центрального аппарата, часть остается в региональных отделениях. За прошлый год сумма взносов в Свердловском отделении РПП (при численности в 9 тысяч 308 членов) составила 60 тысяч рублей.

Свердловские «Соколы Жириновского» (1500 человек) членские взносы не платят, но тратят 100 рублей в год на оплату подписки на «Центральную газету ЛДПР».

Согласно Уставу, члены свердловского отделения партии «Яблоко» (4,5 тысяч членов) также не обязаны платить членские взносы, однако, партийцы вносят добровольные пожертвования, размер которых определяется каждым конкретным отделением самостоятельно – сумма колеблется от 10 до 100 рублей. В месяц добровольных поступлений набирается примерно 10 тысяч рублей.

Самая развернутая система выплаты взносов существует в «Единой России» (28 тысяч членов). При зарплате до 3 тысяч рублей «единоросс» обязан заплатить 2 рубля в месяц, от 3 до 4 тысяч – 3 рубля, от 4 до 5 – 4 рубля и так далее. От 15 до 20 тысяч рублей взнос составит 20 рублей в месяц, свыше 20 тысяч – 0,1 процент от официального заработка. Пенсионеры, инвалиды, студенты, матери-одиночки и многодетные родители от уплаты взносов освобождаются.

По подсчетам экономистов, на содержание среднестатистической партии, имеющей отделения в большинстве регионов, необходимо тратить 8-10 миллионов долларов ежегодно.

Екатеринбург, Дарья Травкина

© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,