AMP18+

Екатеринбург

/

На Среднем Урале кулуарно делят правительственные госгарантии

Вокруг постановления правительства Свердловской области о предоставлении госгарантий в 2013 году неожиданно поднимается сильная шумиха. Правда, пока негласно – без фамилий и фактов. Накануне этот документ был отправлен на доработку. Официальная версия – недостаточно проработан механизм бюджетных рисков. Но промышленники подозревают чиновников в лукавстве: заводы не пользуются госгарантиями, так как получить их нереально. И поясняют: в законе может быть коррупционная составляющая, госгарантии «прописаны» для конкретных получателей. Тем более, что примеры тому на Среднем Урале уже были.

В непростой обстановке решается судьба постановления правительства Свердловской области о предоставлении госгарантий субъектам хозяйствующей деятельности в 2013 году. Накануне кабмин отправил постановление на доработку, отказавшись утверждать документ. Премьер-министр Денис Паслер объяснил это тем, что «мы все-таки говорим о бюджетных деньгах». И пояснил: власти не могут раздавать госгарантии «просто так – для этого есть определенные параметры, которые мы должны соблюдать». И образно сравнил правительство с инвестиционными банками. «Мы должны прогнозировать возврат средств – т.е. понимать и залоговую составляющую, и модели возврата денег», – указал Паслер. Впрочем, большей конкретики от премьера вчера добиться не удалось – он упирал на снижение бюрократических барьеров и объяснял отправку документа на доработку именно «устранением этих моментов».

Как отмечает корреспондент «Нового Региона», подход Дениса Паслера, конечно понятен – гарантии даются под конкретные суммы бюджетных средств. С этой позиции объяснение о рисках выглядит логичным. Однако известны примеры, когда судьба госгарантий в Свердловской области решалась в одно мгновение ока. В такие моменты чиновничья подпись была сравнима разве что с «мановением волшебной палочки». Всем памятен пример, когда оставшись за председателя правительства, Михаил Максимов моментально «выбрал» годичный лимит гарантий. В итоге порядка 1,9 млрд. рублей получили структуры, обеспечивавшие строительство МВЦ «Екатеринбург-Экспо». Куратором этого проекта был сам г-н Максимов, и у него в то время были неисполненные личные финансовые обязательства перед подрядчиками стройки. Налицо была коррупционная составляющая максимовского постановления. Но разбираться с этим никто не стал. В итоге кто-то обогатился, а кто-то остался без госгарантий, отмечает корреспондент «Нового Региона». Хорошо сложилась и судьба Максимова – он трудоустроился в мэрию Москвы.

Есть и другие примеры – когда правительственные госгарантии получали компании с откровенно сомнительной репутацией. Так, в конце 2010 года один из получателей такой формы поручительства откровенно «подставил» правительство Свердловской области. Деньги в Сбербанке получила близкая к властям компания «Главсредуралстрой», а потом под предлогом «плохого финансового положения» отказалась погашать кредит. В итоге Сбербанк подал в суд на Минфин Свердловской области, требуя из бюджета 73 млн. рублей. Делать было нечего – суд встал на сторону Сбера, долг пришлось оплатить. А вот «Главсредуралстрой» и его директор Александр Лукач никакой ответственности за это не понесли, отмечает корреспондент «Нового Региона».

Все эти случаи относятся к временам, когда объем госгарантий правительства Свердловской области могли достигать порядка 7 млрд. рублей в год. Теперь настали другие времена – в 2013 году в бюджете больше 1 млрд. рублей найти не смогли. Очевидно, что это обострило конкуренцию за получение государственного поручительства – желающие освоить миллиард уже есть. «Желательно целиком», – поясняет один из сотрудников свердловского Союза промышленников и предпринимателей.

Он не скрывает, что в свежее постановление о госгарантиях очень беспокоит экспертное сообщество, промышленников и предпринимателей. «Больше всего беспокоит порядок отбора хозяйствующих субъектов. Требования жестче, чем в банках. Объем гарантий – 1 млрд. рублей – кто их получит не очень понятно», – говорит собеседник агентства. По его словам, несмотря на декларируемое властями публичное обсуждение таких законов, по сути, консультаций нет. «Эксперты говорят, что получить госгарантию почти невозможно. Проще в банке получить кредит. Их мнение – закон написан для конкретных структур, под адресное получение средств». И приводит пример – раньше госгарантии все время получал «Водоканал», так как у него много объектов, которые он просто передавал в залог.

Он указывает, что все правительственные документы изучает специальная экспертная группа СОСПП. «Эти эксперты смотрят все важнейшие документы, и постановление о госгарантиях сейчас вызывает у них вопросы», – заключает собеседник.

В Союзе машиностроительных предприятий Свердловской области подтверждают – с ними постановление о госгарантиях никто не обсуждал. По словам исполнительного директора Союза Андрея Бухмастова, неделю назад Минпромнауки собрало «оборонщиков», машиностроителей. «Обсуждали механизм предоставления субсидий. Попросили предложения и замечания дать. Мы своих опросили – вроде никаких вопросов нет», – говорит г-н Бухмастов.

По его словам, в этом году власти готовы дать отраслевикам субсидии на сумму 300 млн. рублей. «Это субсидии на погашение части кредитной ставки, которые предприятия брали в коммерческих банках», – поясняют в машиностроительном союзе. Меру оценивают только положительно. Говорят, сумма «внушительная», в прежние времена речи о сотнях миллионов даже не велось. «Пессимизма нет – надо в ладоши хлопать», – говорит Бухмастов о механизме субсидии.

А вот постановление о госгарантиях у него, как у промышленника, вопросы все-таки вызывает. В первую очередь потому, что не понятно, кто будет эти гарантии получать. «Мы в позапрошлом году пытались получить, но не вышло. Да и в банке проще взять деньги. Скажем, цех с оборудованием стоит 200 млн. рублей. Банк соглашается взять его в залог, но в зачет 60% платежа. Т.е. цех и оборудование оценены будут в 120 млн. рублей», – объясняет Бухмастов.

А вот соглашаться на условия чиновников в данном случае не столь выгодно – их требования жестче, чем в банках. «Если получаешь разрешение, требуют залог, но оценивают имущество ниже, чем в коммерческих банков. Скажем, вместо 120 млн. рублей всего 80 млн. Плюс кучу бумаг надо оформить. Эти условия непривлекательны. Ни в прошлом, ни в позапрошлом году у нас никто гарантий не просил», – указывают машиностроители.

Представители разных отраслей в беседе с «Новым Регионом» высказали мнение, что разделяют опасения экспертов из СОСПП. «Полагаю, что в постановлении о госгарантиях есть коррупционная составляющая. Похоже, что оно написано под конкретные компании и фирмы. Соглашаться на такие условия не выгодно никому. Только в том случае, если требования будут выполнены формально – «на бумаге». И залога никакого не будет», – говорит директор одного из свердловских предприятий.

Екатеринбург, Александр Родионов

© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Екатеринбург, Урал, Россия, Паслер Денис, Правительство Свердловской области,