«Типичные свердловчане»: чем живут уральцы в соцсетях (ФОТО) «Если ты не удивляешься танку на дороге – ты из Тагила»
Популяризации мема «типичный» Рунет обязан ресурсу «Луркморье», а феномен частого использования этой приставки в названиях городов в социальных сетях – это, скорее, попытка самоидентификации их жителей. Во всяком случае, соцсеть «Вконтакте» предлагает десятки подобных сообществ: «Типичное Кемерово», «Типичный Калиниград», «Типичный Петербург», и так далее. Мода на «типичность» не обошла и Свердловскую область – «Новый Регион» изучил паблики уральских городов.
Типичный Екатеринбург: грязь, холод, пьяный Спанч Боб и ночной флуд
Если представить, что в группу «Типичный Екатеринбург» вы заходите первый раз, чтобы познакомиться с городом, то возникает ощущение: Екатеринбург – очень красивый с высоты полета город, но с непредсказуемой погодой и плохими дорогами. Здесь живет много молодежи, а также креативных людей, способных «подвесить» снеговиков на турникет, нарисовать пьяного Спанч-Боба и устроить флеш-мобы. «ТЕ» появился в ноябре 2012 года и сейчас у паблика «ТЕ» 92 тысячи подписчиков – это больше, чем у любого другого города в Свердловской области, хотя это не удивительно. Отдельные посты собирают по несколько тысяч комментариев, в среднем же под публикациями – по 100-200 высказываний.
«Наш паблик создавался полтора года назад, когда началось популярное течение в социальных сетях с мемами и комиксами. Наша команда подхватила это течение, и все развилось до таких размеров. На сегодняшний день самый большой и самый популярный паблик в контакте по городу Екатеринбургу», – рассказал «Новому Региону» администратор сообщества Олег Епанов.
За полтора года в группе появились постоянные рубрики, например, «С добрым утром!» и «Ночной флуд», а также ряд наиболее популярных тем. В последнее время жителей Екатеринбурга наиболее волнует «малоснежное уральское лето», которое все никак не наступает, посты о погоде, а также всякие демотиваторы и картинки на эту тему появляются по несколько раз в сутки. Еще одна из топовых тем – ужасное состояние дорог и тротуаров и непролазная грязь. Несмотря на это все, пользователи постоянно пишут, как они любят этот город и готовы часами спорить с теми, кто высказывает противоположное мнение.
Также в «ТЕ» постоянно публикуются оригинальные новости и фотографии, как популярных красивых мест, так и малоизвестных граффити или композиций. Буквально несколько дней назад кто-то из подписчиков выложил граффити, изображающее популярного героя мультсериала Спанч Боба, правда, с виду нетрезвого. Другой – снеговиков, подтягивающихся на турникетах.
Большой плюс сообщества в том, что, несмотря на модерирование, свою тему для публикации может предложить каждый – будь то новость, анонс акции или фото-факт. Еще одно преимущество – паблик совсем не политизирован, практически нет тем про выборы, политиков и так далее, как группах других городов.
Стоит добавить, что «ТЕ» дорос до того, что запускает уже новые сервисы. Так, например, недавно появилась группа, в которой можно арендовать жилье в Екатеринбурге без посредников и риелторов.
Типичный Тагил рулит, детка!
В Нижнем Тагиле есть сразу два популярных паблика – «Типичный Тагильчанин» и «Это Тагил, детка!». В обоих сообществах – без малого по 17,5 тысяч подписчиков. В обоих похожий или вовсе одинаковый контент: местные новости, погода, фотографии Нижнего Тагила с танками, заводскими трубами, очередями на маршрутки, и, конечно, тагильские мемы, которые присылают подписчики. В обеих группах даже есть аналогичные рубрики: в одном – «Девушка дня», в другом – «Тагильчанка дня».
«Про «ЭТД» – отдельная история. Наше сообщество появилось на полгода раньше. Они у нас контент постоянно тырят. И это не радует. Особенно обидно, когда стараешься, придумываешь, а потом тебе скидывают в личку информацию, что у них то же самое. Они удаляют наши копирайты и все», – рассказал «Новому Региону» один из администраторов «Типичного Тагила» Антон Антоненко.
В «Это Тагил, детка!» считают по-другому: «Я не считаю их какими- либо конкурентами. Как сказал бы Стив Джобс, «Единственная проблема «Типичного Тагильчанина» – у них нет вкуса». Я влаживаю в паблик душу», – прокомментировал «Новому Региону» администратор сообщества Иван Бабайлов (цитата дословна – прим. НР).
Впрочем, разница между этими двумя пабликами все-таки есть. Даже беглого взгляда на [ТТ] достаточно, чтобы понять, что в этом сообществе почему-то очень в почете местная власть в лице мэра Сергея Носова (и не в почете экс-градоначальница Валентина Исаева, чего стоят только демотиваторы к 14 февраля с фото Исаевой и подписью «Пошли Валентинку»). В самом паблике заверяют, что группа – вне политики. «Все любят Сергея Константиновича – за него на выборах проголосовало 90+ %. Все верят, что он поставит всех на место и поднимет город на ноги, но с мэрией не сотрудничаем. ТТ вне политики», – сообщил Антон Антоненко.
Так или иначе, но оба сообщества в немалой степени способствуют самоидентификации тагильчан, своих подписчиков. «Наша группа отображает типичность города процентов на 70-80, ибо если ты не удивляешься танку на дороге, значит ты из Тагила», – заметил Антон Антоненко. «Идешь по улице и видишь детей с сигаретами, алкоголем и т.п. И становится печально. Хочется как- то все изменить, что ли. Благодаря паблику я провожу популяризацию спорта, приобщение молодежи к культурным ценностям и истории родного города», – рассказал Иван Бабайлов.
В целом ощущения от Нижнего Тагила, если судить по двум его основным сообществам, странные: горожане его очень любят, несмотря на стереотипные представления о городе (которыми тагильчане, кстати, даже гордятся) вроде танков-нарушителей ПДД, ямах на дорогах, загазованности воздуха и «непосредственности» в общении жителей, например, Вагонки с приезжими.
Типичная провинция: продам, куплю, устроюсь на работу
Если «Типичный Екатеринбург» уже дорос чуть ли не до уровня отдельного интернет-ресурса, то паблики небольших провинциальных городов пока существуют на уровне доски объявления или места для перепоста чужих новостей и фото. Например, «Типичный Алапаевск». Кстати, сообществ с таким названием два, в каждом по 1300-2000 подписчиков, но никакой активности. Зайдя на страницу, совершенно невозможно понять, что это за город и кто в нем живет. На стене – только демотиваторы про грязь и погоду, часто не авторские, а заимствованные, и фотографии, на которых часто изображен даже не Алапаевск. Комментариев под записями – ноль, «лайков» и перепостов – единицы. Точная такая же ситуация с «Типичным Ивделем».
Чуть поактивнее в плане общения в соцсетях жители Асбеста. В паблике «Типичный Асбест», созданном год назад, сейчас около 9 тысяч подписчиков, ежедневно в группу заходят по 3500 человек. Новые посты с новостями, фотографиями, демотиваторами выходят почти каждый день и иногда даже набирают десятки комментариев. Правда, часто контент заимствуют у «Типичного Екатеринбурга».
Впрочем, есть и свое, авторское. Например, рубрика «Самые красивые места Асбеста» (в переносном смысле – прим. НР,), в которой публикуются фото замусоренных дворов и подъездов, грязные улицы и так далее. Много голосовалок на волнующие местных жителей темы – «А вас устраивает сервис такси?» или «Будет ли востребован велопрокат в Асбесте?». Также в почете в городе котики: у подписчиков группы принято публиковать местных фото котов в необычных местах – в банкомате или на прилавке магазина.
Есть группы городов «не типичные» – то есть в названии нет этого популярного слова. Но по своему содержанию они мало чем отличаются от остальных провинциальных пабликов. Например, самая популярная группа Ревды с аналогичным названием пестрит исключительно частными объявлениями, и никаких насущных городских тем не содержит. Впрочем, правилами группы это и предусмотрено: «Стена открыта только для объявлений». Аналогичная доска объявлений есть и в самой многочисленной группе Ирбита.
Самой малочисленной «городской» группой «Контакта» можно, пожалуй, признать группу поселка Гари. Ее основатель – он же ее единственный подписчик. Впрочем, на стене молодой человек периодически оставляет для кого-то послания.
Типичные и «атипичные» ЗАТО
Свердловские ЗАТО, как и обычные, открытые города тоже есть в соцсетях. Например, «атомный» Лесной. Примечательно, что группа у этого «закрытого» города, куда не попасть с улицы, тоже закрытая. Администраторы проверяют будущих подписчиков на «спамерство», и только потом позволяют или не позволяют читать ленту Лесного. Сообщество, кстати, достаточно многочисленное, на него подписаны более пяти тысяч человек, т.е. ровно одна десятая всего населения Лесного. При всем при этом, как отмечает корреспондент «Нового Региона», группа «полумертвая»: ни «лайков», ни комментариев. Да и лента сообщества состоит, в основном, из фотографий пейзажей Лесного или его окрестностей. Словом, Лесной для посетителя сообщества так и остается тайной, покрытой мраком: ни новостей, ни городских особенностей из паблика не узнать – юзеру остается любоваться фотокарточками ЗАТО.
Другая история с Новоуральском, у которого сообществ «Вконтакте» несколько штук с численностью от 500 до 3,5 тысячи подписчиков. В частности, два новостийно-развлекательных сообщества «Новоуральск» и «Novouralsk». В первом немногим более 2 тысяч подписчиков, во втором – чуть больше пяти сотен. Но первый паблик пошел тем же путем, что и большинство провинциальных групп, став площадкой для спамеров, рекламистов и граждан, желающих что-нибудь продать. Второе сообщество, хоть и весьма немногочисленно, все же дает представление о происходящем в городе: администраторы размещают там новости и даже устраивают викторины с предложением угадать место в городе по фотографии. Но понять, что из себя представляет «закрытый» Новоуральск по этой группе, как и по предыдущей, – невозможно.
Полевские татуировки и режевской хип-хоп
В некоторых муниципалитетах самые массовые группы посвящены не городу и его жизни, а какому-либо популярному у молодежи направлению. Например, в Реже весьма активно ведут себя подписчики группы «Хип Хап культура города Реж», в которой состоит около 600 человек. В отличие от самого массового паблика Режа, где информация не обновляется месяцами или появляются лишь объявления, здесь жизнь кипит. Молодые люди выкладывают ими же написанную музыку, понравившиеся видеоролики и так далее – и все это обсуждают. Впрочем, судя по всему, хип-хоп культура среди молодежи Режа в принципе популярна – здесь периодически проходят областные или районные фестивали по этому направлению.
Молодежь Арамили, судя по группе «Арамиль онлайн_территория молодежи» с 2000 подписчиков, интересуется более массовыми и более глупыми видео. В группе много контента, посвященного «гангам стайлу», и снятых жителями Арамили роликов в том же духе «Yo-yo-style Aramil». Или же ролики «На грани идиотизма», также снятые молодежью города.
Кстати, описанный выше Новоуральск куда активнее в тематических сообществах. Судя по всему, интереснее всего жителям города, где можно сделать маникюр, и как помочь братьям нашим меньшим. Самыми активными оказались сообщества «Маникюр.Новоуральск» и «Помощь бездомным животным в Новоуральске».
В трендах молодежи Кировграда, где паблики по «общегородским вопросам» давно превратились в доски объявлений, – татуировки. Это специфическое сообщество – самое большое в Кировграде и насчитывает свыше 3,5 тысяч подписчиков. Впрочем, робкие попытки самоидентифицироваться и объединить горожан делает администрация паблика «Ежовый Кировград», который наполовину состоит из фотографий города и фотомемов.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева, Ольга Тарасова
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».