AMP18+

Екатеринбург

/

У Лебедева и Ходорковского все еще впереди! – спецрасследование «Нового Региона»

На этой неделе, наконец, был получен ответ на мучивший всю страну вопрос – где будут отбывать назначенные судом сроки Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. Вчера стало известно, что экс-глава ЮКОСа будет исправляться и приносить посильную пользу обществу на урановых рудниках в колонии общего режима в Читинской области, а экс-глава МЕНАТЕПа – в зоне вечной мерзлоты, в колонии № 3 в поселке Харп (Ямало-Ненецкий автономный округ).

Некоторые российские СМИ уже поспешили выразить сочувствие осужденным, высказав мнение, что после тюремного заключения на их карьерах (по крайней мере, политических) можно поставить крест.

Однако опыт уральских публичных личностей показывает обратное – даже «темные пятна» в прошлом не могут ничему помешать. Более того, именно пребывание на зоне будит у многих сильное желание заниматься политикой. Доказательства тому – в расследовании «Нового Региона».

Пожалуй, самый известный уральский экс-зек, это певец Александр Новиков. «Многие меня называют уголовным бардом, хотя сидел я за политику», – уточняет музыкант. Согласно официальной версии, Новикова посадили за «изготовление и сбыт электромузыкальной аппаратуры», но, по словам самого барда, срок он получил за свои песни.

«Мои песни были направлены на разрушение окружающей системы. Я представлял опасность. Взять хотя бы песню «Телефонный разговор» – помните, «добавьте восемь, чтобы дали два»? Там речь о системе взяточничества. И, кроме того, были еще песни, которые не вошли в альбом «Вези меня, извозчик», которые были изъяты и вообще пропали. И рукописи были изъяты, и магнитные записи, я некоторые песни даже не помню сейчас. За мной следил КГБ, и там прекрасно были осведомлены, что я пою. Одной песни «Товарищ генеральный секретарь» уже достаточно было. Я сначала просидел в изоляторе два года – год до суда и год после, пока кассационные жалобы ходили. За мной постоянно в лагере следили, отбирали гитары, бумаги, все время шмонали мои вещи. Лагерь был голодный такой, плюс еще часто были убийства, поножовщины», – вспоминает Новиков и добавляет, что, несмотря ни на что, достойно справился со всеми тяготами жизни. – Я отказался от каких бы то ни было привилегий. Сказал, что никогда, даже если предложите, не буду ни завклубом, ни заведующим библиотекой. А мне ответили, что и не предложат. Будешь, говорят, работать на самом тяжелом месте. Ну и хорошо. Первые два года работал на сплаве, на разделке леса, на разгрузке вагонов. И все ждали, когда я упаду с копыт и начну просить, чтобы мне дали место потеплее, но этого не произошло. Я даже бил начальника отряда пару раз. Один раз довольно крепко. Он был алкоголик, пьяница и крохобор». Через шесть лет приговор был отменен Верховным судом Российской Федерации – за отсутствием в действиях певца состава преступления. По словам Александра Новикова, из всего произошедшего он извлек полезный опыт, помогающий ему в нынешней жизни, а многие люди, с которыми он сидел – стали впоследствии очень успешными бизнесменами.

Любопытную легенду рассказывают о том, как довелось побывать в тюрьме известному клоуну, директору екатеринбургского цирка, депутату ППЗС Свердловской области Анатолию Марчевскому. Как сообщают в приватных беседах коллеги главного екатеринбургского клоуна, якобы, на одном из своих цирковых выступлений, Анатолий Павлович, находясь в образе, позволил себе лишнее. А именно – нацепил себе на зад какой-то орден Советского Союза. Сотрудники органов госбезопасности сочли данную выходку провокационной и усадили клоуна за решетку, но не надолго – всего лишь в воспитательных целях. Сам Анатолий Марчевский, правда, данную информацию опровергает. «Были, конечно, антисоветские вещи. Например, я изображал хиппи, но потом оказалось, что это просто модное направление, а вовсе не антисоветчина. Но, чтобы тюрьма или общение с органами госбезопасности – такого не было», – говорит директор цирка. Независимо от того, имел ли на самом деле место случай с орденом или нет, жизнь известного клоуна сложилась безупречно.
В 1970 окончил государственное училище циркового и эстрадного искусства; в 1980 – факультет режиссеров цирка ГИТИСа. С 1970 работал в системе «Союзгосцирк» – артистом-клоуном. В 1976 году получил приз Сержа Вебера как лучший комический актер года в Париже. Затем удостоился высшей награды королевского цирка Бельгии – «Оскар» в Брюсселе. Был отмечен специальным призом за большие творческие успехи в Монте-Карло в 94 году. Имеет медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, звание заслуженного артиста РСФСР (80 год), является лауреатом премии Ленинского комсомола (1981 год), Народный артист РСФСР (1988 год). Избран председателем совета директоров цирковых предприятий компании «Росгосцирк». Является директором и художественным руководителем Екатеринбургского государственного цирка и депутатом Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области.

Еще один знаменитый экс-заключенный – депутат Государственной думы РФ, глава попечительского совета «Фонда Город без наркотиков» Евгений Ройзман. Правда, в отличие от двух предыдущих персон, к политзаключенным он никакого отношения не имел. «Я в пятнадцать лет ушел из дома странствовать. Мальчишка. Я чего-то хотел, а чего именно – не знал. Незачем скрывать – подворовывал, обманывал, с ножиком ходил. Меня в семнадцать лет посадили, – рассказал в одном из своих интервью Евгений Ройзман. – Год провел на тюрьме, пока следствие шло, два в лагере. Подходящее было время и место, чтобы все, как следует, обдумать. «Трешка» для этого в самый раз, меньше – мало, больше – много». Стоит отметить, что воспоминания о зоне у депутата остались гораздо более позитивные, чем, например, у того же Новикова. «Я там кого только не видел: диссидентов, прибалтов-националистов, даже китайского шпиона, который случайно границу перешел и пять лет мирно прожил в Павлодаре, пока его не арестовали!» – вспоминает Ройзман. Освободившись, Евгений сразу же поступил на исторический факультет Уральского Госуниверситета, серьезно занимался иудаикой, одно время даже хотел перевестись в ученики ко Льву Николаевичу Гумилеву в Ленинград, затем полностью переключился на русскую историю, историю Урала. Евгений открыл в Екатеринбурге музей Невьянской иконы, единственный частный музей такого рода в России, стал депутатом Госдумы.

Экс-лидер Свердловского отделения Союза ветеранов Афганистана Евгений Петров провел в СИЗО более года (2000-2001 годы), пока областная прокуратура вела расследование возбужденного в отношении афганца уголовное дело.

Его обвиняли в похищении и убийстве человека. Вместе с Петровым в СИЗО оказались еще пять человек: его бывший одноклассник, два знакомых и бывший водитель. Именно последний и дал показания против Петрова. Следствие утверждало, что Петров в 1994 году похитил человека и убил его, однако поскольку жертва была только что освободившимся заключенным, его пропажей никто особенно не интересовался и шума вокруг этого дела не было.

Однако доказать вину Петрова не удалось. В виду отсутствия улик и сомнительности признательных показаний, суд принял решение выпустить афганца на свободу.

Сразу после освобождения лидер Петров встретился с журналистами и рассказал о важном решении, принятом им в местах лишения свободы. Глава Союза ветеранов Афганистана твердо решил, что «пойдет в политику».

Первая проба сил состоялась в 2002 году, когда Петров попытался стать депутатом городской думы. Но она закончилась неудачей. Не принесла никаких плодов и вторая попытка – стать губернатором Свердловской области (2003 год). Петров набрал всего чуть более двух процентов голосов и лишился 100 тысяч долларов избирательного залога.

Петров занимается собственным бизнесом и возглавляет выделившуюся из СРВА общественную организацию «Союз ветеранов Афганистана». Попыток искать счастья в политике он больше не предпринимал.

Опыт нахождения в «местах не столь отдаленных» есть и у уральских бизнесменов и управленцев. Так, 2 года в местах лишения свободы (с января 1999 года по январь 2000 года, а потом с апреля 2002 года по весну 2003 года) провел Павел Федулев – промышленник, бывший депутат Законодательного собрания Свердловской области, бывший член партии и фракции «Преображение Урала» в ППЗС. В конце 1997 года Павел Федулев становится председателем совета директоров одного из промышленных гигантов Свердловской области Качканарского горно-обогатительного комбината – одного из крупнейших производителей ванадия. Именно за махинации с акциями этого предприятия промышленник и был дважды арестован.

В 1997 году правоохранительные органы Екатеринбурга возбудили уголовное дело в отношении Павла Федулева, бизнесмену инкриминировалось мошенничество с ценными бумагами ОАО «Качканарский ГОК «Ванадий». Арестован он был в Москве в январе 1999 года. В январе 2000 года предпринимателя отпустили под подписку о невыезде. Спустя 2 года Савеловский районный суд Москвы снова выдал предписание на арест Федулева, в СИЗО он провел год. В апреле 2004 года бизнесмен был приговорен к трем годам лишения свободы. Но стать настоящим заключенным Федулеву не пришлось, он был освобожден прямо в зале суда по амнистии.

Политическая карьера Федулева была более чем бурной. В 2000 году, сразу же после освобождения из СИЗО под подписку о невыезде, Павел Анатольевич избрался в сенаторы ППЗС, но от нового заключения под стражу это его не уберегло. После Екатеринбурга, Павел Федулев продолжал политическую карьеру, попытавшись в 2004 году стать депутатом Госдумы от Зауралья, а в начале 2005 года – от ЯНАО. Пока – безуспешно.

Опыт жизни в неволе есть и у бывшего генерального директора Нижнетагильского металлургического комбината, бывшего вице-президента «Евраз-Холдинга» и экс-лидера свердловских «единороссов» Сергея Носова. Он, говорят, провел в СИЗО примерно неделю. Неприятности начались у него в 2005 году и были связаны с расследованием уголовного дела, касающегося уводов активов с НТМК. Хищение денег, выделяемых «Евразом» на реконструкцию НТМК, якобы происходило в то время, когда предприятие возглавлял Носов. Говорят тогда, в оффшоры Кипра на специальные счета «ушло» более 8 миллионов долларов. Однако получить официальное подтверждение задержания г-на Носова никому до сих пор не удалось, сам он на эти темы не распространяется. Человек, входивший в так называемый «золотой кадровый резерв России» ныне живет в Москве и время от времени появляется в столичном представительстве НТМК. Никакой официальной должности на данный момент у него нет.

Сложнее всего охарактеризовать как заключенного лидера ОПС «Уралмаш», бизнесмена и депутата екатеринбургской думы Александра Хабарова. В случае его ареста перемешаны все возможные поводы – политика, криминал, бизнес. И до сих пор не ясно, который из них являлся доминирующим. Напомним, 15 сентября 2004 года в Екатеринбурге состоялась уникальная акция – в центе города, у всех на виду прошел так называемый «митинг авторитетов». Около полутора тысяч бойцов «Центральной» и «Синей» криминальных группировок, а также членов экс-ОПС «Уралмаш» собрались у гостиницы «Большой Урал», чтобы обсудить проблему экспансии кавказских воров в Свердловскую область. Выступал перед собравшимися екатеринбургский депутат, бизнесмен, лидер ОПС Александр Хабаров. Он призвал криминальные группировки объединиться с тем, чтобы не допустить в «своем городе второго Беслана». Всем же посторонним, кто пытается зайти в Екатеринбург, экс-глава ОПС «Уралмаш» обещал дать адекватный отпор. Митинг у «Большого Урала» положил начало всем последующим неприятностям и проблемам бывшего ОПСа. Весть о том, что в Екатеринбурге в центре города свободно могут собраться сотни представителей криминального мира, облетела всю страну. Депутаты Госдумы и Совета Федерации сделали несколько запросов в МВД и ФСБ РФ с целью выяснить – почему милиция и власти никак не отреагировали на «криминальную сходку» и не попытались ей противостоять. В результате, в ноябре прошлого года фактический организатор митинга у «Большого Урала» Александр Хабаров по формальному поводу лишился свободы и попал в СИЗО № 1. К сожалению, о том, как изменилась бы жизнь Хабарова после его освобождения, узнать уже никому не удастся. Поскольку выйти из камеры ему так не удалось. Бизнесмен погиб при загадочных обстоятельствах. 27 января труп лидера ОПС «Уралмаш» находят висящим в петле в камере СИЗО №1. Областного прокурора Александра Шайкова, настаивающего на версии убийства, «попросили» сменить место работы, а новый прокурор Павел Кукушкин чуть ли не на следующий день после своего назначения объявил о том, что дело по убийству Александра Хабарова закрыто. По версии следствия, экс-лидер ОПС «Уралмаш» совершил самоубийство.

Екатеринбург, Дарья Травкина, Елена Васильева

© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,