Гибель «налогового рая» может ударить по экономике российских регионов 100% акций металлургических гигантов владеют «бумажные» фирмы с Кипра
Москва, Екатеринбург, Апрель 12 (Новый Регион, Александр Родионов, Дарья Васильцева) – Международная расправа с офшорными зонами может грозить реальными убытками и дестабилизацией социально-экономической ситуации в российских регионах. Также сильный удар может быть нанесен одной из базовых отраслей национальной экономики – металлургии. Пока эксперты не берутся делать точные прогнозы. Однако список бенефициаров компаний РУСАЛ, ЕВРАЗ, УГМК, НЛМК заставляет задуматься: что же будет с российскими градообразующими предприятиями? И как получилось, что 100% акций этих металлургических гигантов владеют «бумажные» фирмы, прописанные на Кипре и Британских Виргинских островах – классических офшорах?
Конец «налогового рая»
До последнего времени, благодаря уникальным формам налогообложения, Кипр являлся самым привлекательным для крупного российского (и не только) бизнеса местом в мире для ухода от налогов. Популярность Кипра как офшора была обусловлена тем, что для компаний-нерезидентов (т.е. не расположенных на Кипре, прим. НР) действовал особый льготный режим регистрации, лицензирования. А главное – налогообложения. К примеру, в зависимости от специфики бизнеса там предоставлялись гибкие возможности для налогового планирования тех самых компаний-нерезидентов. Кипрские компании облагались налогом на прибыль в размере 10% – самым низким в Европе. За эти схемы Кипр получил прозвища «налоговый рай», «налоговое убежище» и «налоговая гавань».
Но рай оказался не вечным. Вопреки экспертным заявлениям из разряда «Россия от Кипра слишком далеко», фондовые рынки РФ на себе испытали эффект от лихорадки киприотских банков в первые дни. Как ни парадоксально, но Россия от Кипра оказалась поразительно близко. Настолько, что происходящее может ощутимо повлиять на капитализацию «столпов» российской экономики – например, металлургического сектора. В чем это выразится – в снижении котировок ценных бумаг российских компаний на рынках или массовом сокращении рабочих на региональных металлургических заводах – говорить сложно. Да и список прописавшихся на Кипре и Британских Виргинских островах хозяев российских металлургических гигантов скажет обо всем лучше.
Дерипаска – не Дерипаска
«Сеанс разоблачения» начнем с ОК РУСАЛ – слишком с завидной и успешной регулярностью «алюминиевый король» Олег Дерипаска пользуется мерами господдержки и знакомством с президентом Владимиром Путиным. В свое время мажоритарный (т.е. основной) пакет акций ОК РУСАЛ поделили Олег Дерипаска (En+) , Михаил Прохоров (ОНЭКСИМ) и общая компания олигархов Виктора Вексельберга и Леонида (Леонарда) Блаватника – Sual Partners.
Согласно документам на сайте компании, многие производственные активы принадлежат ей на 100 %. Если не обращать внимания на такие «мелочи», как совпадение ИНН ОАО РУСАЛ с ИНН ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод», то может обнаружиться много еще интересного. Например, всем известно, что генеральным директором РУСАЛа является Олег Дерипаска. И об этом нам сообщает официальный сайт ОК РУСАЛ.
Но вот Единый Государственный Реестр Юридических Лиц (ЕГРЮЛ) считает гендиректором ОАО «РУСАЛ» не Олега Дерипаску, а Сергея Николаевича Стопневича. Этот же человек фигурирует в годовых отчетах, выложенных на официальном сайте компании.
Второй момент: 100% акций ОАО «РУСАЛ» на протяжении восьми лет принадлежит компании «ЮНАЙТЕД КОМПАНИ РУСАЛ АЛЮМИНИУМ ЛИМИТЕД» (UNITED COMPANY RUSAL ALUMINIUM LIMITED). Это юрлицо зарегистрировано по адресу: Темистокли Дерви, 5, Еленион Билдинг, этаж 2,Р.С. 1066, Никосия, Кипр (Elenion Building. 2nd floor, Themistocli Dervi, 5, P.S. 1066, Nicosia,Cyprus).
Третий момент: В данных Росстата, ЕГРЮЛ, и в отчетах налоговых органов числится только один РУСАЛ. Тот самый, 100 % акций которого принадлежат кипрской компании.
НЛМК
Похожим образом обстоят дела у «Новолипецкого металлургического комбината», владеет которым Владимир Лисин. Согласно данным на официальном сайте, а точнее зеркале – 85% акций завода принадлежит фирме FLETCHER GROUP HOLDINGS LIMITED. Она зарегистрирована в уже знакомом нам месте: 20 EL GRECO HOUSE, Flat/Office 104 P.C. 1066, Nicosia, Cyprus. Причем согласно отчётности НЛМК, владеет она ими с 20 декабря 2006 года – т.е. больше шести лет.
УГМК
Один из крупных российских производителей меди – компания УГМК-Холдинг. Однако формально российским не является вообще. Основными акционерами УГМК (данные на 12.07.2012, прим. НР) выступают следующие кипрские компании:
– «БЕРГЕНД ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД», адрес: 2406 Кипр, город Никосия, ЭГКОМИ, ПОСЕЙДОНОС ЛЕДРА БИЗНЕС-ЦЕНТР 1. Данное юрлицо не является резидентом РФ.
– «ТАЛБЕРГ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД», адрес: 1105 Кипр, город Никосия, АГИОС АНДРЕАС, ЛЕДРА ХАУС, АГИУ ПАВЛУ 15. Также не является резидентом РФ.
– «СЕЛМАРЕКО ЛИМИТЕД (SELMARECO LIMITED)», адрес: ЭСПЕРИДОН,12, 4-ЫЙ ЭТАЖ, ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС 1087, НИКОСИЯ, КИПР. Не является резидентом РФ. Доля участия лица в уставном капитале эмитента – 85%. Доля принадлежавших лицу обыкновенных акций эмитента – 85%.
Таким образом, мы видим – 100% акций УГМК-Холдинг принадлежат компаниям, зарегистрированным в кипрской офшорной зоне. И это касается в той ли иной степени и других заводов и предприятий, входящих в одну из «системообразующих» ФПГ Свердловской области. Однако предприятия УГМК есть не только на Среднем Урале, но и в других субъектах. То же касается РУСАЛ и НЛМК – география их заводов в разрезе российских субъектов тоже чрезвычайно обширна. Как и у УМГК – многие такие предприятия – градообразующие.
Моногорода = «моноофшоры»?
Как указано в квартальном отчете «базового» предприятия УГМК – «Уралэлектромедь» (Верхняя Пышма, Свердловская область), прямой контроль над ним имеет кипрский офшор «Селмареко Лимитед» и фактически является основным акционером. В свою очередь кипрская компания «Остэнфорд Холдингз Лимитед» наравне с другими участниками бизнеса УГМК входит в список аффилированных лиц «Среднеуральского медеплавильного завода» в Ревде. Также в список входит упомянутая выше «Селмареко Лимитед». Обе компании есть и в списке аффилированных лиц ОАО «Святогор» – этот завод находится в Красноуральске.
Справедливости ради укажем, что ни одной акции собственно «СУМЗА» или «Святогора» кипрским компаниям не принадлежит. Видимо бенефициарам-киприотам достаточно контроля над головной структурой – ОАО «Уральская горно-металлургическая компания». Хотя публично владельцами УГМК считаются совсем другие лица – например, ее президентом выступает Искандер Махмудов.
«Без комментариев»
Однако отвечая на вопрос «Нового Региона», как на деятельности УГМК отразится наличие восьми учредителей холдинга в офшорных зонах, был получен ответ: «Никак». «Никак не отразится. Потому что деятельность всех предприятия УГМК ведется на территории России. И деньги, которые они выплачивают и счета – все это находится в России», – заявил агентству глава пиар-департамента УГМК Виктор Белимов.
Хотя его поставил в тупик следующий вопрос: означает ли это, что кипрские учредители активов не получают за это ни копейки? Помолчав продолжительное время, г-н Белимов переспросил: «Учредители? … Я понятия об этом не имею…» На следующий вопрос – как это уточнить (у кого) был получен категоричный ответ: «Никак. Это частные лица. Они сами принимают решение – распространять такую информацию или нет». Что касается собственно предприятий УГМК, то на этот счет в компании указывают, что «все они зарегистрированы в РФ и события на Кипре никак не скажутся на их производственной деятельности».
Для брокеров, управляющих ценным бумагами, инвесторов и финансовых аналитиков списки офшорных хозяев металлургических компаний России большим откровением не станут. О том, что базовые сферы российской экономики прописаны в офшорах, говорилось и писалось давно. Но это было во времена стабильности «налогового рая». И теперь эксперты затрудняются сказать, что может ждать российские моногорода и заводы, судьба которых фактически напрямую завязана на кипрских владельцев.
Тем более, что в истории Свердловской области уже есть пример, когда хозяин-киприот уведомил региональные власти о своем решении провести массовое высвобождение персонала на своем производстве… по факсу(!) В том случае речь тоже шла о металлургическом предприятии – ООО «Нигмас» в поселке Верхняя Синячиха. Но самое главное – власти Свердловской области никак не смогли повлиять на ситуацию – в итоге доменную печь на «Нигмасе» просто остановили, а людей уволили. Свердловские чиновники даже не смогли разыскать хозяина «Нигмаса» – хотя это реальное физическое лицо – только живет на Кипре.
«Думаю, что масштаб проблем при текущем положении проблем оценить достаточно сложно. Сейчас принимается ряд мер, направленных на обеспечение безопасности наших предпринимателей, которые сделали вклады в экономику Кипра», – заявила «Новому Региону» руководитель отдела Агентства стратегических инициатив (АСИ) Вера Адаева. Она добавляет, что пока не готова оценить последствия событий на Кипре для региональных экономик. «Это очень сложные расчеты», – считает г-жа Адаева.
Точно также затруднилась она оценить, успели ли кипрские резиденты – хозяева российских заводов – вывести личные средства. «Сложно сказать за каждого предпринимателя. Есть такие, которые еще три года назад (когда на Кипре первый раз изменилась налоговая система) вывели деньги. Но были и те, кто продолжал активно вкладываться в эту экономику. Но по конкретным компаниям могут ответить только их представители», – полагает г-жа Адаева.
Представители Минпромнауки Свердловской области также затруднились оценить возможный масштаб проблем. А главное – куда денутся средства, попавшие на Кипр со свердловских предприятий. Правда, в министерстве сразу заявили: кипрским богачам, если они потеряют свои деньги – готовы даже оказать финансовую поддержку. Ведь речь идет о благосостоянии металлургических заводов Среднего Урала – полагает и.о. министра промышленности Сергей Сарапулов.
«В принципе, такая категория предприятий (металлургии) в стратегических документах отражена. И те меры господдержки, которые у нас есть – они заложены. Надо будет – поможем», – говорит и.о. министра промышленности.
Добавим, что в поле зрения «Нового Региона» именно металлургия оказалась не случайно. Как показывает практика последних лет – все макроэкономические тенденции, например, кризисы, неизбежно влияют на «металлические» активы. Это обсуслено зависимостью сектора от мировых цен на металлы. И не случайно самые явные социально-экономические встряски в той же Свердловской области испытывают заводы металлургической отрасли – возьмем тот же БАЗ, принадлежащий РУСАЛу. Кроме того, в том числе к сектору металлургических относится львиная доля российских моногородов. Да и сама отрасль одна из стратегически важных, а главное – капиталоемких и действующих на внешних рынках. Не случайно и то, что именно к руководству ЕВРАЗа в свое время «вызывал доктора» Владимир Путин.
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».