«Столица» или «Антистолица»? Эксперты спорят, какую на самом деле программу реализовывают областные власти
Программа «Столица», придуманная областными властями для обустройства и облагораживания Екатеринбурга, продолжает вызывать острые споры. На фоне оптимистичных заявлений региональных чиновников о чудесном преображении Екатеринбурга, совершаются действия, которые эксперты уже называют реализацией программы «Антистолица». И указывают на ряд принятых и готовящихся областных законов, реализация которых может привести к полному застою, если не к деградации. При самом пессимистичном развитии событий через 5 лет Екатеринбург будет утопать в грязи, сроки строительства объектов увеличатся в разы, квадратный метр жилья смогут купить только олигархи, а гостей ЧМ-2018 по футболу поселят в обветшалые отели.
Программу «Столица» областные власти сегодня активно используют в качестве своего главного козыря в преддверии осенних выборов мэра Екатеринбурга. Горожанам рассказывают о том, что общая сумма финансирования составит 22 миллиарда рублей, а за 5 лет в Екатеринбурге будут построены десятки километров новых дорог, инженерные сооружения отремонтируют, жилье станет доступным, а сам город облагородится – надоевшая грязь и пыль исчезнет, зато появятся зеленые насаждении и экология улучшится. Именно такая картинка складывается в голове, когда читаешь или смотришь очередные программные заявления областных чиновников. Казалось бы, надо радоваться – наконец-то мегаполис станет комфортным для проживания. Однако принятые в последнее время областные законы, а также озвученные областью намерения позволяют нарисовать совсем другой сценарий развития, который больше тянет на программу «Антистолица».
«Грязный закон Силина» и мусор как данность
«Новый Регион» уже неоднократно писал о том, что 8 апреля правительство области утвердило, а позднее губернатор Евгений Куйвашев подписал областной закон №32 – он вносит изменения в ОЗ №52 «Об административных правонарушениях». В кулуарах же документ уже прозвали «грязным законом Силина» из-за инициатора его подписания. И не случайно. Штрафы за нарушение правил благоустройства Екатеринбурга официально ликвидированы, также как и штрафы за загрязнение промышленными и производственными отходами.
А теперь легко можно представить – во что превратится Екатеринбург в условиях, когда всем все можно и ничто не наказуемо. Со строек грязные грузовики могут выезжать, не помыв колеса, и растаскивать цемент по всем дорогам. Мусор можно бросать на газоны, там же парковать автотранспорт. Добавьте к этому самовольно установленные конусы на общественных парковках, неубранные урны, невывезенный снег, стоянку автомобилей на детской площадке – и получится Екатеринбург будущего. Муниципалы теперь вообще не вправе составлять протоколы о нарушениях, могут лишь пальцем погрозить.
Остаются, конечно, еще федеральные надзорные органы – вроде Роспотребнадзора и Госстройнадзора. И они не прекратят проводить плановые проверки, работать с обращениями граждан и выписывать штрафы. Но, так или иначе, сил на то, чтобы охватить всех нарушителей у них не хватит.
Так, в Управлении Госстройнадзора по Свердловской области «Новому Региону» заявили, что за проверки муниципалитета ведомство не отвечает, у специалистов и своей работы хватает.
«Мы не уполномочены комментировать законы Свердловской области. Наша деятельность регламентируется Градостроительным кодексом, и за проверки муниципалитета мы не отвечаем. Несколько лет назад из кодекса исчезло понятие муниципального стройнадзора, но наша работа при этом не изменилась. По своим объектам мы как проводили проверки, так и будем проводить. Загрузки у нас и сегодня достаточно. Брать дополнительные объекты мы не вправе», – заявили специалисты Госстройнадзора в телефонной беседе.
В Управлении Роспотребнадзора также отметили, что будут продолжать работу по своим нормативным документам и никакой сверхнагрузки не ожидается.
Таким образом, проводимых проверок и выписываемых штрафов станет в разы меньше. Можно предположить, что жители города и предприниматели и сами будут следить за чистотой, без угрозы отдать несколько десятков тысяч рублей. Но верится в это с трудом.
Строительный коллапс накануне ЧМ-2018 по футболу и ЭКСПО
Еще одно решение области, которое может превратить программу «Столица» в программу «Анти-столица» – несвоевременная отмена соглашения по неразграниченным землям. С 17 мая эти самые земли – ни больше ни меньше 40% земли под Екатеринбургом – перейдут в распоряжение региона. Строители уже бьют тревогу, пишут письма с просьбой оставить все как есть, правда, свои имена под ужасающими прогнозами ставить не берутся: а вдруг земля уйдет в область и «протестанты» попадут в опалу. Но в частных беседах свои тезисы озвучить готовы.
«Настоящая программа «Столица» – это конец соглашения по неразграниченным землям. 40% земли будет отдано в распоряжение областных властей, где есть представители интересов Тюмени, Москвы и других «варягов». И кто сегодня может дать гарантии, что вся эта земля не уплывет в руки 1-2 иногородних компаний, которые будут диктовать цены на рынке жилья, в результате чего метр возрастет раза в полтора? – делится своим мнением один из крупных игроков строительного рынка. – Местные строители уже сегодня опасаются, что останутся без работы – а это тысячи человек, тысячи профессионалов. Безработица, как известно, рождает социальный взрыв. Добавьте к этому то, что сроки подключения к сетям новых строений возрастут, а объемы строительства на рынке из-за затягивания всех бюрократических процедур явно упадут тысяч на 300 метров в год. Строительный коллапс ждет и город и область минимум на 2-3 года».
А ведь именно в ближайшие 2-3 года Екатеринбург должен активизировать все свои возможности, привлечь всех крупнейших застройщиков, чтобы справиться с задачами, стоящими перед городом накануне проведения крупнейших международных мероприятий. Только для подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2018 году требуется реконструировать десятки объектов, построить новые гостиницы, создать в городе инфраструктуру международного уровня. При этом не снижать темпы «рядового» строительства – жилые дома, коммерческая недвижимость. А если Екатеринбург выиграет право на проведение ЭКСПО-2020, то количество необходимых строек можно умножать многократно.
Как говорят эксперты, даже если не будет передела строительного рынка, привыкать к новой системе выдачи всех разрешительных документов застройщики, да и сами власти будут еще долго.
«Соглашение о неразграниченных землях действовало 5 лет. За это время вся система выдачи документов была отлажена детально: каждый знал, куда за каким документами обращаться, в какие сроки можно ожидать одобрения. Теперь от города часть функций перейдет к МУГИСО, правда, застройщиком никто до сих пор не может внятно объяснить – какой именно функционал забирает область, кроме аукционов. Соответственно, часть полномочий останется у мэрии – тоже непонятно какая, – рассказывают строители. – На то, чтобы новый порядок выделения земли заработал без сбоев, уйдут месяцы. И все равно, как показывает практика, если полномочия разделить между двумя ведомствами, скорость принятия решений замедляется. А при условии, что Екатеринбург ожидает большая стройка в рамках подготовки к международным мероприятиям, этого никому не надо. Пострадает либо подготовка к ЧМ, либо жилищное строительство – что более вероятно».
Еще одна насущная проблема, которую в экстренном порядке надо решить до 2018 года – это ужасные дороги. И снова строители боятся, что с засильем областных властей подряды на работы получат некие «варяги», не исключено, что по понятным причинам тюменские. Только вот дороги там строят не сказать чтобы лучшим образом. Буквально вчера на одной из центральных улиц Тюмени – на улице Герцена – в асфальте образовалась дыра около метра в диаметре и под землю ушла даже не легковушка – «Газель».
Добавим, что даже областным депутатам не совсем понятно такое поведение правительства и губернатора. Так, депутат ЗакСо Нафик Фамиев соглашается с тем, что в последнее время участились случаи (чуть ли не показательного) отъема полномочий администрацией Свердловской области у администрации Екатеринбурга. Парламентарий полагает, что ни к чему хорошему это не приведет. При этом он обращает внимание, что такая практика последних недель не соответствует принципу разделения полномочий между исполнительной и муниципальной властями, который декларирует ФЗ №131. Впрочем, особых иллюзий депутат не питает и объясняет происходящее тем, что каждый новый губернатор Свердловской области пытается установить личный контроль над Екатеринбургом. «Такого не должно быть – городом должны заниматься свои власти», – говорит Фамиев. И отмечает, что перегруженность областной администрации сугубо муниципальными функциями может привести к еще большему беспорядку в уральской столице.
Екатеринбург, Анастасия Истомина, Александр Клубов
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».