Post mortem: как послужить науке после собственной смерти
За рубежом в последнее десятилетие стала распространяться практика завещания собственных тел после смерти различным медицинским организациям – от институтов, которые занимаются академическими научными исследованиями, до больниц, где проводят пересадку органов больным людям. Причем завещать себя науке можно даже с помощью Интернета. В России же ситуация обстоит несколько иначе. Подробнее о том, как гражданин России, не имеющий отношения к медицине, может послужить ей после смерти, читайте в материале «Нового Региона».
В рассказе Татьяны Толстой «Поэт и муза» главный герой необычным способом решает распорядиться собственным телом после того, как его покинет бессмертная душа: «Он открыл и показал ей паспорт, где голубое поле было припечатано толстым лиловым штампом «Захоронению не подлежит». «Что это такое?» – испугалась Нина. И Гришуня опять смеялся и сказал, что продал свой скелет за шестьдесят рублей Академии наук, что он свой прах переживет и тленья убежит, что он не будет, как опасался, лежать в сырой земле, а будет стоять среди людей в чистом, теплом зале, прошнурованный и пронумерованный, и студенты – веселый народ – будут хлопать его по плечу, щелкать по лбу и угощать папироской; вот как он хорошо все придумал».
В США и странах Западной Европы таким нетрепетным отношением к собственному телу после смерти никого, пожалуй, не удивишь. Существуют специально созданные сайты при медицинских организациях, где можно завещать весь свой будущий труп для научных исследований, а можно и отдельно – мозг или кости. Подробнее всего о том, как мертвое тело может послужить живым, пишет американская писательница Мэри Роуч в книге «Кадавр. Как тело после смерти служит науке».
В России же не традиционное захоронение, а принесение телом пользы после смерти – в диковинку. В теории, собравшемуся почить в бозе жителю РФ тоже можно послужить науке. Так, как и в рассказе Татьяны Толстой, завещать бренную оболочку можно медицинскому вузу. Кадавры – т.е. собственно биоматериал, предназначенный для занятий по анатомии, необходимы для обучения студентов-медиков в большом количестве. «В любом «меде» всегда острая нехватка препаратов: всё, что есть, в основном, старое, почти негодное. Так что завещать труп для будущих врачей – дело хорошее. Многие волнуются, что умрут в старости и потому будут нелицеприятны студентам, так вот если с вас снимут кожу для демонстрации, например, мышц или еще чего поглубже, то это уже не будет иметь значения, – убеждена студентка Новосибирского государственного медицинского университета Владислава Кирина. – А если вы умрете от какой-то редкой или неизлечимой болезни, то будете очень ценным экземпляром, ибо немногие благородно поступают, завещая свое тело науке. Вообще этот шаг достоин огромного уважения! Если вы всерьез решились на это – низкий вам поклон».
Кстати, как говорят в самих медицинских вузах, в основном, биоматериалом для занятий в «анатомичке» становятся умершие граждане без определенного места жительства. Это регламентировано постановлением правительства РФ №750, которое было принято в июле прошлого года. Оно называется «Об утверждении Правил передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, а также использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях». Согласно документу, труп может быть передан медицинской или исследовательской организации для дальнейшего использования в учебных и научных целях, но только в том случае, если личность умершего установлена, но не найдены родственники, готовые его захоронить. Кстати, по этому постановлению установлен максимальный срок использования органов и тканей «невостребованного тела» – максимум 10 лет. После этого срока организация, которая проводила научную работу с телом усопшего, обязана его утилизировать. А вот неопознанные тела, т.е. тех граждан, личность которых не удалось идентифицировать, согласно постановлению № 750, использоваться в научных целях не могут.
Примечательно, что в документе отдельное внимание обращается и тем, кто решит добровольно завещать свое тело науке после смерти. Для этого нужно лишь сделать соответствующее указание в завещании, которое затем заверяется нотариусом. Еще один важный момент – в России никакой компенсации, кроме морального удовлетворения, человек, решивший завещать тело науке, не получит. «Тело и органы человека – не являются объектами коммерческого оборота, т.е. они не могут быть предметом договора, например, купли-продажи. Так что легально «продать себя» на органы нельзя. Завещание же относится к разряду гражданско-правовых отношений, поэтому если человек указывает в нем, что хочет завещать себя какой-то организации для научных исследований, то он может это сделать только на безвозмездной, дарительной основе, – пояснил «Новому Региону» юрист Алексей Филатов. – Если же кто-то хочет «продать почку», то он может поискать спрос за рубежом, где такая практика узаконена».
Пока случаи в России, чтобы человек сам решил завещать свой труп вузу или медучреждению для проведения исследований, чрезвычайно редки. Например, как пояснили «Новому Региону» в Уральской государственной медицинской академии, такой практики в вузе не было вовсе.
Впрочем, есть и другая возможность посмертно сделать доброе дело. Речь идет о трансплантации органов. В настоящее время в РФ действует федеральный закон, строго регламентирующий деятельность медицинских учреждений, которые занимаются пересадкой органов. Согласно документу, после смерти любой человек, при жизни не отказавшийся от того, чтобы стать донором органов, может быть использован для трансплантации. «Изъятие органов и тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие», – говорится в ст. 8 ФЗ «О трансплантации», который действует в России еще с 1992 года. О добровольной посмертной передаче органов для пересадки в нем не сказано ничего. Т.е. если родственники умершего не против, то он может стать донором. Это так называемая частичная «презумпция согласия». Частичная, т.к. право вето все же остается – хотя бы за близкими умершего.
Однако в настоящее время Минздрав РФ подготовил новый проект закона о трансплантации. Согласно документу, использовать органы для пересадки после смерти донора будет нельзя только в том случае, если еще при жизни человек отдаст соответствующее распоряжение. Отказать медикам в использовании органов умершего его родственники не смогут. Законопроект предполагает создание общефедеральной базы российских граждан, которые выразили отказ на изъятие органов после смерти. «Если закон будет принят, первым шагом в случае, когда у пациента констатирована смерть мозга, будет проверка по регистру, – рассказала помощница министра здравоохранения РФ Людмила Лоцман РИА «Новости». – Если гражданин при жизни официально заявил о своем отрицательном отношении к изъятию у него органов, донором он не станет».
Добавим, что проект был презентован в апреле этого года, а, по расчетам его авторов, вступить в силу он может уже к 2015 году.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».