Власти уничтожили свердловскую авиацию, чтобы «завести» из Тюмени «Ютейр» (ФОТО) Аэропорт «Уктус» закрыт, ВПП в запустении, вертолеты – проданы
Аэропорт «Уктус» под Екатеринбургом прекращает существование. Ранее действующая авиаплощадка приходит в запустение: взлетная полоса и аэропорт закрыты, а авиапарк распродан. Руководство ЗАО «Уктус» уже заявило, что это последствия политики региональных властей. Рассказы чиновников о возрождении региональной авиации оказались красивой сказкой. На самом деле принадлежавшие Свердловской области вертолеты продали, а вместо ликвидированного «Второго свердловского авиаотряда» на местный рынок «завели» тюменского перевозчика «Ютейр». И, видимо, в качестве бонуса «варягу» отдали единственный оставшийся свердловский Ми-8.
Благостные заявления властей Свердловской области о скором возрождении аэропорта «Уктус» оказались расчетливой фикцией. Широко распиаренный сначала командой губернатора Мишарина, а потом командой Куйвашева проект создания региональной авиакомпании «Уктус» оказался даже не «пустышкой», а многоходовкой. Хотя бы потому, что в рамках этого прожекта Свердловская область полностью лишилась собственной авиации. В частности, вертолетной группировки, состоявшей из машин марки Ми-8. Несмотря на создание нового юрлица ЗАО «Уктус» – власти оказались неспособны сохранить имущество и инфраструктуру аэропорта. Накануне там побывала съемочная группа «Нового Региона». Мы пообщались с местными авиационными начальниками и проникли на территорию.
Как оказалось, сейчас аэропорт «Уктус» под Екатеринбургом являет собой жалкое зрелище. Здание аэровокзала покрыто грязью и пылью и, похоже, уже навсегда закрыто навесным замком. Взлетная полоса не действует с октября 2011 года. Работа встала, когда «Уктус» лишили свидетельства эксплуатанта авиатехники из-за проржавевших и сгнивших резервуаров собственного ТЗК. С тех пор все самолеты и вертолеты «Уктуса» базировались на площадке международного аэропорта «Кольцово». И, похоже, что всех такая ситуация устраивает (Кольцово точно, потому что обслуживание техники стоит очень дорого) – кроме руководителей ЗАО «Уктус».
Как рассказал «Новому Региону» замгендиректора аэропорта по авиационной безопасности Иван Щемелев, их аэропорт не функционирует больше года. Здание вокзала действительно закрыто, а взлетную полосу использовать по прямому назначению запрещено. «Сейчас авиапарка здесь нет – он размещается в Кольцово. Все полеты также осуществляются оттуда. Это очень неудобно», – говорит Щемелев.
Но это лишь половина правды. Выяснилось, что на самом деле у Свердловской области больше нет своих вертолетов. Все они были проданы с молотка после банкротства «Второго Свердловского авиапредприятия». Как сообщил «Новому Региону» первый заместитель гендиректора ЗАО «Уктус» Анатолий Меняев, после этой распродажи в собственности оставался лишь один вертолет Ми-8 с бортовым номером 24265. Какое-то время назад, говорит Меняев, эту машину отогнали на Тюменский авиаремонтный завод. Оплатить ремонтные работы должны были из бюджета Свердловской области. Но не только не сделали этого – вертолет в Екатеринбург из Тюмени вообще не вернули. «Оказалось, что его власти вообще передали тюменской авиакомпании «Ютейр», – с горечью говорит Меняев.
Такое развитие событий в «Уктусе» случайным не считают. Здесь заявляют, что аэропорт решили уничтожить, а Свердловскую область вообще уже лишили собственной авиации. Как полагает Иван Щемелев, выделенные на создание региональной авиакомпании бюджетные миллионы были перенаправлены на другие цели. Существует версия, что процесс передачи имущества «Уктуса» (ВПП и инфраструктуры) от Росимущества к Свердловской области был также затеян не случайно.
Дело в том, что происходило это параллельно с вхождением властей Среднего Урала в число владельцев аэропорта «Кольцово». Примерно в то же время были озвучены планы по реконструкции и запуску аэропорта «Салка» под Нижним Тагилом. Учитывая тот факт, что «Кольцово» и «Уктус» рядом, а техника может спокойно летать и обслуживаться в одном месте (при материальной заинтересованности большого «Кольцово») – его малый сосед – «Уктус» – оказывает никому не нужным.
Руководство «Уктуса» настолько шокировано, что даже не скрывает: вместо свердловской авиагруппировки чиновники решили привезти в регион авиакомпанию из Тюмени. Речь идет о крупнейшем эксплуатанте вертолетов в мире – компании «Ютейр». «Именно тюменский «Ютейр» теперь обслуживает интересы и потребности Свердловской области в авиации», – заявляет Анатолий Меняев.
Сам аэропорт «Уктус» официально закрыт с 12 мая 2011 года. И теперь во всех документах Росавиации эта площадка значится как бездействующая. Точно также, как и злосчастная площадка в Серове, с которой несанкционированно улетел пропавший и впоследствии разбившийся «кукурузник» Ан-2. «Сейчас аэропорт считается бездействующим. Тут базируются вертолеты Ми-8 МВД, – говорит Меняев. – Несмотря на то, что есть постановление правительства Свердловской области о развитии региональной авиации, оказалось, что наши вертолеты Ми-8 и самолеты Ан-2 никому не нужны. И в первую очередь самой области».
Сейчас Свердловская область осталась без вертолетной техники. Это привело к тому, что север региона сейчас «прикрывает» один вертолет «Ютейр» – он базируется сейчас в Сосьве. «А наши вертолеты были проданы разным покупателям», – говорит Меняев. На будущее свердловской авиации в «Уктусе» смотрят скептически еще и потому, что Ми-8 с б/н 24265 тоже подарили «Ютейр». «Теперь на территории Свердловской области будет базироваться авиакомпания «Ютейр», которую сюда привел губернатор Куйвашев», – говорят в «Уктусе». В то, что «варяг» из соседней области восстановит чужой аэропорт – тут не верят. По оценке Меняева, для восстановления «Уктуса» надо не менее 600 млн. рублей. Но вряд ли кто-то захочет платить такие деньги, говорят авиаторы.
Ссылки по теме:
Летчики о приватизации «Уктуса»: бардак – третий губернатор ничего не может/Пока чиновники «зевают», авиакомпания-банкрот продает самолеты >>>
Аэропорт «Уктус» решил продать с молотка даже собственный товарный знак >>>
На создание новой свердловской авиакомпании «Уктус» выделено 200 млн. рублей >>>
Аэропорт «Уктус» под Екатеринбургом прекращает существование
Ранее действующая авиаплощадка приходит в запустение: взлетная полоса и аэропорт закрыты, а авиапарк перестал существовать.
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».