ФАС России продолжает находить нарушения в работе ОАО «РЖД» Госмонополия придумала новую услугу: «платная своевременная доставка грузов»
«Российским железным дорогам» запретили уклоняться от штрафов за опоздание. Так что монополия больше не сможет навязывать клиентам договор на «увеличение сроков доставки грузов». Но РЖД нашла выход: теперь она предлагает доплатить за своевременную доставку, пишут сегодня «Ведомости». Интересно, что про новый «сервис» прознала ФАС, чей глава Игорь Артемьев недавно в пух и прах раскритиковал тарифную политику РЖД.
Чтобы избежать штрафов за несвоевременную доставку, РЖД включила в заявку на перевозку грузов условие о заключении договора на «увеличение сроков доставки грузов», выяснила Федеральная антимонопольная служба. Заключать такие соглашения в марте прошлого года монополия поручила своей структуре – Центру фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). Без такого договора РЖД отказывалась выполнять заявки, ссылаются на материалы ФАС «Ведомости».
Грузоотправители (какие именно, не раскрывается) пожаловались на действия РЖД в ФАС. Служба провела расследование и сочла, что РЖД нарушила п. 3 ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции» («навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора»). Кроме того, порядок исчисления сроков доставки грузов установлен одноименными правилами и регламентируется уставом железнодорожного транспорта, напоминает ФАС.
ФАС направила РЖД предписание устранить нарушение антимонопольного законодательства, и госкомпания отменила поручение. Но у ФАС есть информация, что РЖД продолжает нарушать закон, отмечает издание. Однако представитель РЖД уверяет, что все договоры с грузоотправителями заключаются в строгом соответствии с законодательством.
Сотрудники двух компаний-грузоотправителей рассказали «Ведомостям», что теперь РЖД предлагает заключить с ЦФТО договор «комплексного транспортно-логистического обслуживания» (КТЛО), по которому надо доплатить $3 сверх тарифа за каждую перевезенную тонну груза. Что за «обслуживание» предусмотрено договором, собеседники не рассказывают. Но говорят, что с КТЛО скорость доставки заметно вырастает.
$3 с тонны – это 5% от средней стоимости перевозки горно-металлургических грузов, 3% – от перевозки нефти, 8-10% – угля, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Странно, что грузоотправители не пожаловались в ФАС, ведь речь идет о дискриминационном доступе к инфраструктуре, удивляется эксперт.
Представитель РЖД настаивает на том, что договор КТЛО – это услуга, которая предлагается клиентам, а не навязывается, так что все по закону.
В конце июля руководитель ФАС Игорь Артемьев выступил с критикой в адрес РЖД. По его словам, в России расценки на железнодорожные перевозки одни из самых высоких в мире. Причем Артемьев назвал РЖД «типично советской монополией» и «вторым, железнодорожным «Газпромом». В ответ президент РЖД Владимир Якунин возразил, что претензии ФАС «надуманные», добавив в своем ЖЖ, что ее претензии не подтверждались в судах.
Но Владимир Якунин сильно лукавит, отмечает корреспондент «Нового Региона». На это же указывают «Ведомости»: в прошлом году ФАС оштрафовала РЖД на 2,2 млрд. руб. за злоупотребление доминирующим положением. А в конце 2011 года грузоотправители и региональные власти жаловались в ФАС на снижение доступности услуг монополии, тогда к серьезным проблемам привела передача грузового подвижного состава РЖД в частные руки.
Ссылка по теме:
Пасующий перед суровой реальностью Якунин или всех с Днем железнодорожника/Авторская колонка заместителя главного редактора «НР-Екатеринбург» Александра Родионова >>>
Москва, Александр Клубов
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».