Группа приглашенных театралов подслушивает на улицах – о чем говорят екатеринбуржцы Их беседы войдут в экспериментальный спектакль
В Екатеринбурге в эти дни проходит драматургическая лаборатория «Живому театру – живого автора», результатом которой должен стать экспериментальный спектакль о городе через истории его жителей, встреченных на улице. До 16 августа приезжие драматурги и режиссеры, а также актеры местного ТЮЗа будут искать интересных персонажей, брать интервью у соседей или незнакомых людей и записывать их монологи, рассуждения и переживания. Из всех этих кусочков должна будет родиться полноценная постановка с сюжетной линией. Пока же сами участники проекта говорят про Екатеринбург: «город самодостаточный, не провинциальный, почему-то из него не хотят уезжать даже известные люди».
С 8 августа в Екатеринбурге впервые стартовал проект «Живому театру – живого автора», который проводит местный Театр юного зрителя и творческое объединение «КультПроект» (Москва). Драматурги и актеры, согласившиеся поучаствовать в драматургической лаборатории, все эти дни выступают в непривычной для них роли интервьюеров. Каждому выдали диктофоны и отправили на улицы города искать интересных персонажей, подслушивать характерные диалоги или споры, подглядывать и все записывать. Результатом этого должен стать спектакль, поставленный по пьесе, фактически написанной жителями города – разговоры екатеринбуржцев войдут в постановку без купюр и с полным сохранением особенностей речи.
«С некоторыми героями мы договариваемся о встрече заранее, некоторых просто подслушиваем на улице или выводим на разговор, но не говорим, что он записывается. Нам важнее общий срез города, чтоб потом зрители, пришедшие на спектакль, увидели себя в каком-то из героев или узнали своих соседей, – рассказала «Новому Региону» исполнительный директор лаборатории творческого объединения «КультПроект» Ольга Андреева. – В спектакле мы не будем представлять персонажей, не будем называть имен и профессий, но полностью сохраним особенности речи, интонации, язык. Ведь учитель и рабочий, режиссер и полицейский – все очень по-разному разговаривают, и чаще всего по речи становится понятно кто перед вами сейчас, почему он говорит на эту тему, почему он так думает».
В своих разговорах с жителями участники лаборатории пытаются выйти на тему города, на тему ощущения себя в городе. Как оказалось, горожане очень привязаны к Екатеринбургу.
«На днях мы познакомились возле Драмы с компанией молодежи, которая отмечала чей-то День рождения. Сначала они нас смущались, но потом совсем не замечали и говорили на привычные темы: музыка, любовь, отношения. При этом даже молодежь часто касается темы самого города, сокрушаются о сносе старинных зданий – кстати, эту тему затрагивают очень и очень многие, видно, что она волнует жителей, – говорят участники эксперимента. – В целом же кто-то любит Екатеринбург, кто-то не любит, но в основном чувствуется, что люди очень привязаны к этому месту, нам рассказывают про историю, показали даже самое старое дерево. И еще известные люди – режиссеры, поэты, актеры – не уезжают, их что-то тут держит. Мы в рамках лаборатории пытаемся понять, что же это».
Сам проект живет своей жизнью и изменяется каждый день. В предстоящую пятницу, 16 августа, должна состояться первая читка пьесы для спектакля, намеченного на начало сентября, а драматурги еще даже не определились окончательно с темой, героями и сюжетом, продолжая искать новые истории.
«Тему для предстоящего спектакля мы еще не сформировали, хотя идеи есть. У меня лично ощущение, что Екатеринбург находится на каком-то неспокойном этапе становления, на развилке. Многие жители вспоминают старый город, которого уже нет, а новый Екатеринбург он как будто еще не сформировался до конца. Возможно, это ляжет в основу пьесы, а возможно нет. Это мы решим сегодня-завтра. Но даже после читки до сентября текст, тема, концепция будет меняться – уже с учетом мнения первых зрителей, – отмечает драматург Андрей Стадников. – Например, при проведении лаборатории Хабаровске рабочим названием спектакля было «Хабарова здесь не было». Но сейчас в процессе подготовки мы решили сменить и концепцию, и название. Или были в шахтерском городе Прокопьевске. Там 26 шахт, черный снег, непростые условия, а спектакль получил название «Горько!» и в нем рассказывается несколько историй про знакомства, влюбленности, свадьбы – то есть про то, что и в таком непростом городе люди стараются радоваться жизни. Здесь тоже тема может получиться неожиданной».
Единственный, кто не участвует в сборе историй и интервьюировании жителей – это режиссер Дамир Салимзянов. Он решил абстрагироваться и просто почувствовать на себе, каково это жить в Екатеринбурге каждый день, ездить в общественном транспорте, стоять в пробках.
«Я хожу по городу в людных местах, примеряю на себя жизнь в этом городе. Важно стать частичкой огромного разнообразного паззла, мне это пока важнее, чем выдавать суждение о городе, – говорит режиссер. – При этом аудиозаписи слушаю. Но пока не могу сказать, будут ли «уличные» персонажи под копирку срисованы актерами на сцене или мы сделаем собирательные образы».
Добавим, что некоторые документальные спектакли, поставленные в рамках проекта «Живому театру – живого автора», стали участниками офф-программы одного из самых престижных театральных фестивалей России «Золотая Маска».
Екатеринбург, Ольга Тарасова
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».