Чем придется заняться Ройзману: список прав и обязанностей
Двуглавая система власти в Екатеринбурге, введенная в конце 2010 года поправками в Устав города, фактически обесценила должность мэра, т.е. главы Екатеринбурга. Перестав обладать финансовыми и хозяйственными полномочиями, градоначальник стал, по сути, «британской королевой». Как метко выразились в своей осенней избирательной кампании уральские монархисты, «правящей, но безвластной». Даже если сейчас спросить у екатеринбуржца, кто главнее – сити-менеджер Александр Якоб или пока еще действующий глава города Евгений Порунов – едва ли найдется много тех, кто сможет ответить. Не говоря уже о том, что многие вовсе не в курсе, кто такой Порунов. Но совсем ли бесправен мэр? И резонны ли утверждения некоторых горожан, что если б глава города был афункционален, кампания не была бы такой агрессивной, а кандидаты бы не стремились завоевать симпатии электората? Чтобы понять, каковы полномочия мэра, нужно очень внимательно вчитываться в Устав города Екатеринбурга, поскольку круг обязанностей градоначальника там описан довольно широко, но общо.
Кто главней?
Итак, глава Екатеринбурга-председатель ЕГД является высшим должностным лицом муниципального образования, однако исполнительно-распорядительным органом является Администрация города Екатеринбурга. Т.е. де-юре мэр главней, но де-факто городом, хозяйством и деньгами управляет сити-менеджер. Например, если говорить о распоряжении городской казной, то утверждает бюджет гордума во главе с мэром-председателем, но исполняет его (бюджет) администрация во главе с сити-менеджером. При этом последний зависит от главы города – именно он заключает с ним трудовой контракт, но по утверждению гордумы. Фактически, здесь никаких рычагов давления у мэра нет – он лишь подписывает бумаги. Нанимать и увольнять глава может лишь сотрудников аппарата гордумы, администрация города – вне его компетенции.
Лицо Екатеринбурга будет небритым?
В последние дни избирательной кампании можно было услышать, что мэр – это представительская должность. И нельзя сказать, что это не так. Вернее, функцию «лица» города глава действительно исполняет, будучи официальным представителем муниципального образования – как в России, так и за рубежом. Т.е. если город претендует на ЭКСПО-2020, то представлять муниципалитет должен как раз мэр. Кстати, по этому поводу в социальных сетях уже началось обсуждение внешнего вида нового главы Екатеринбурга: пользователи «Фейсбука»* возмущаются приверженностью Евгения Ройзмана к футболкам и джинсам (а не к деловому стилю) и нелюбовью к бритвенному станку. Впрочем, юзеры надеются, что ситуация исправится к первому заседанию ЕГД, которое состоится либо 17, либо 24 сентября. Разумеется, что главе придется и «разрезать ленточки». Кроме того, он может, например, учреждать почетные знаки и звания за заслуги перед Екатеринбургом.
…и, возможно, праздным?
Но говорить, что только этим ограничиваются полномочия мэра, означало бы ввести людей в заблуждение, поскольку представительские функции главы лишь один из пунктов его деятельности. Еще одно направление работы градоначальника – председательство в ЕГД. На главе города лежат все вопросы, связанные с жизнеобеспечением в границах муниципалитета. Например, он обязан следить за организацией электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения жителей Екатеринбурга; осуществлять муниципальный контроль за сохранностью автодорог; участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности – от пожарной до террористической; сделать доступным бесплатное образование и медобслуживание; сохранять библиотечные фонды и культурное наследие города, а также обеспечить условия развития массового спорта и отдыха; регламентировать правила благоустройства в городе; утверждать генплан, и т.д., и т.п. Полный перечень вопросов местного значения муниципального образования приведен в Уставе Екатеринбурга. Словом, как и обычные депутаты, глава города имеет право вносить на рассмотрение нормативные акты, касающиеся жизни муниципалитета (голос председателя равняется одному голосу обычного депутата), а также должен подписывать и пускать в реализацию те документы, которые уже приняты гордумой.
Собственно, на председателе лежит ответственность за все оргвопросы, касающиеся работы городского парламента. Принятие регламента, кворума, собрание дополнительных заеданий по внеочередным вопросам и, наконец, распоряжение финансами гордумы, разумеется, в рамках утвержденной сметы – это лишь неполный перечень обязанностей главы. При этом на него наложены некоторые ограничения как на муниципального служащего. Например, мэр должен предоставлять ежегодные отчеты о проделанной работе, но не должен заниматься предпринимательской, да и вообще любой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской или творческой.
Говоря о полномочиях мэра-председателя гордумы, нельзя не отметить, что тут объемы работы главы Екатеринбурга напрямую зависят от качественного состава городского парламента. Многие наблюдатели и эксперты, например, по итогам работы думы пятого созыва отмечали, что Евгений Порунов неплохо устроился – должность «непыльная, но хорошо оплачиваемая». В частности, упомянутые выше отчеты главы перед думой практически полностью копировали отчеты сити-менеджера (верно и обратное – отчеты сити-менеджера повторяли мэрские). Поскольку парламентарии не проявляли законотворческих инициатив, то и у председателя работы было не много. Соответственно, положение вещей в думе нового созыва во многом будет зависеть от «рьяности» депутатов.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».