Что общего между смартфонами и военной техникой, и куда деть советское наследие – инновационная дискуссия на RAE-2013 (ФОТО)
На полигоне «Старатель», где сегодня стартовала выставка RAE-2013, только что завершилась первая дискуссия с участием представителей оборонного комплекса России и экспертов НАТО. Они пришли к выводу, что надо кооперироваться.
Сегодня в Нижнем Тагиле в рамках первого дня девятой выставки Russian Arms EXPO состоялась дискуссия об инновациях и качестве продукции ОПК на глобальном рынке вооружения. «Никогда не чувствовал себя более защищенным, поскольку нас пятнадцать танков охраняло, пока мы кофе пили, а от мысли, что я буду сидеть за одним столом с замгенсекретаря НАТО, у меня кружится голова», – сообщил модератор дискуссии Юрий Кобаладзе. Дискуссию открыл международный эксперт по бронетанковой технике Кристофер Фосс, рассказав собравшимся о современных тенденциях вооружения сухопутных войск в разных странах – от Израиля до Франции и Германии, фактически, воздержавшись от каких-то конкретных выводов. Следующим слово взял губернатор Свердловской области. «Которого на Валдае благодаря Ксении Собчак все узнали, как Егения КуйвашОва», – пошутил модератор. «Еще бывает КуйвАшева», – съюморил сам глава региона в ответ. К слову, содержание основного выступления губернатора было не особенно насыщенным и практически полностью дублировало его выступление на понедельничной пресс-конференции в Екатеринбурге. «Выставочная деятельность – это не только возможность организовать площадку для рекламы нашей продукции и переговоров, но и мощный драйвер для развития экономики региона в целом. В нашем регионе не добывают ни нефть, ни газ, мы живем благодаря труду инженеров и промышленников, и отрадно, что в этом году мы покажем рост экономики по итогам первого полугодия по сравнению с 2012 годом, благодаря внедрению новых подходов в производстве в наших корпорациях», – сказал Евгений Куйвашев под вялые аплодисменты.
Третьим спикером стал глава корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко, которого модератор аттестовал как руководителя «самого дорогого сердцам россиян предприятия после определенных событий». Что, впрочем, не помешало модератору перепутать его фамилию – Саенко вместо Сиенко. «Положение ведущих держав на рынке вооружений породило определенные проблемы по реализации нашей продукции, в связи с чем мы вынуждены применять кооперационные связи, чтобы представлять на рынке наиболее продвинутую продукцию, рассказал глава УВЗ. – Наши конкуренты уже давно используют аутсорсинг: кто-то делает агрегаты, кто-то – специальные композитные материалы, кто-то – двигатели. И все это в итоге превращается в представительные агрегаты». Как рассказал Олег Сиенко, в настоящее время корпорация уже сотрудничает с двумя французскими компаниями. Так, в партнерстве Рено Транс Дефенс был создан прототип БМП – французы поставили трансмиссию и двигатель, а тагильчане – системы управления огнем. Кроме того, УВЗ и компания Сажем создали рабочую группу по применению оптических систем и тепловизоров на машинах производства нижнетагильской корпорации. «Сейчас обсуждаем возможность создания совместных предприятий здесь, в России, чтобы продукцию получать отсюда, а не из-за рубежа, чтобы избежать политического давления со стороны конкурентов», – рассказал Олег Сиенко.
После завершения спича главы УВЗ, на дискуссионную площадку пришел опоздавший вице-премьер, курирующий ОПК, Дмитрий Рогозин. «Неожиданно появившийся Рогозин будет наказан и и поэтому будет выступать последним», – объявил Кобаладзе. Заместитель министра экономразвития РФ Александр Клепач в ходе своего выступления затронул тему соотношений цены и качества. «Надо сохранять баланс между дешевизной и результативностью продукции нашего ОПК. Значительную часть кнопок наших смартфонов мы, например, не используем – то же и в оборонке. Это серьезный вопрос для военного планирования, выбора линеек продукции. Иногда не надо стараться завладеть самыми дорогими и сложными системами, а теми, которые будут решать боевые задачи. Например, в США соотношение легких и тяжелых истребителей 30 к 70 процентам, а у нас наоборот, притом, что тяжелые очень дорогие», – привел пример замглавы минэкономразвития РФ.
Последним перед «гвоздем программы» – т.е. вице-премьером Рогозиным – выступал «человек с нормальной русской фамилией», председатель комитета по вопросам собственности Госдумы РФ Сергей Гаврилов. Он рассказал о нововведениях в законодательной базе государства в части ОПК. «В настоящее время ведется работа, которая внесет серьезные изменения в области корпоративного законодательства. Они, например, позволят наделять дополнительными полномочиями ряд госкомпаний в сфере ОПК, – сообщил спикер. – Сейчас возникла угроза банкротства ряда стратегических предприятий, и у нас работает комиссия по предотвращению этого. Например, мы хотим принять изменения в законодательство, чтобы ограничивать залоги по кредитам и упростить процедуры оздоровления предприятий. Кроме того, формулы, которые мы обсуждаем, позволят сделать предприятия ОПК более прозрачными и, как следствие, привлекать частных партнеров».
Итог дискуссии подвел Дмитрий Рогозин. «Наследие советского оборонного комплекса – это вооружение для армии, которую готовили к очень тяжелым испытаниям, к борьбе со всем миром, кроме стран соцлагеря. Огромное количество заводов и институтов в сфере оборонки, которые стали простаивать в девяностые. У нас сейчас детская болезнь – вхождение в новый цикл производства. Соответственно, наши задачи сейчас – это создать нормальную нормативно-правовую базу в части гособоронзаказа и ценообразования. Минобороны хочет получать хорошую технику, но настаивает, чтобы в вопросах ценообразования оно было не единственным, кто спорит с промышленностью. Нужно, чтобы цены не взлетали, а качество не падало. Новое постановление, над которым идет работа, будет предлагать гибкие цены. Это хорошая новость и для промышленности и для государственного заказчика, – рассказал вице-премьер. – Гособоронзаказ «сладкий», и за него должна идти борьба. Не должно быть так, что он приводит к банкротству предприятия. Возможно, что прибить цену как можно ниже – это задача заказчика, но задача правительства иная. Мы не только должны армию вооружить, но и раскрутить промышленность, в том числе – в гражданском сегменте».
Также г-н Рогозин затронул тему т.н. контрактов полного жизненного цикла. «Наша комиссия приняла решение идти в этом направлении. Причем аутсорсинг в нашем понимании отличается от того, какое значение в это слово вкладывало предыдущее руководство министерства обороны. Это не выведение из армии и флота функций вроде где и что постирать, а выполнение на принципах аутсорсинга разных уровней задач – от зарождения идей и разработки новых образцов техники до ремонтов оборудования».
Говоря о проблемах современного ОПК, Рогозин сообщил о разногласиях между учеными и промышленностью. «В прошлом году Госдума и Совфед приняли закон о фонде перспективных исследований, который уже работает, финансируя высокорискованные исследования в сфере ОПК на базе крупных НИИ. Кроме того, необходимо взаимодействие с РАН – от робототехники до сверхзвуковых технологий. И 10 октября будет заседание генконструкторов, работающих по ряду военной техники, и директоров институтов РАН. Мы создадим мостик между наукой и промышленностью, ведь нам нужен новый креативный инженерный класс. Генеральный конструктор должен обладать не только знаниями, но и системой стимулов идти на риск и создавать что-то новое. И этот класс генеральных конструкторов будет главным в новой промышленной России», – заверил вице-премьер, конец выступления которого был прерван звуком истребителя, начавшего показательные полеты над полигоном «Старатель».
Гособоронзаказ «сладкий», и за него должна идти борьба, – заявил Рогозин
Свердловская область, Нижний Тагил, Екатерина Норсеева
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».